Спрос - это платежеспособная потребность


Спрос — это платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за какие-то нужные им изделия. Естественно, что спрос нельзя отождествлять с потребностью как таковой. Если человек испытывает нужду в каком-то благе, но у него нет денег, то он не обладает покупательским спросом.
На спрос воздействует ряд рыночных факторов, и, пожалуй в первую очередь — цены на запрашиваемые товары. Причем перед потребителем обычно предстает рынок, где имеется возможность выбора альтернативного количества одноименных товаров, пользующихся спросом, по разным ценам.
Сейчас мы рассмотрим вопрос: как рыночная цена воздействует на спрос покупателей?
Предположим, на каком-то местном рынке люди приобретут разное количество картофеля, если его цена будет снижаться так, как показано в шкале спроса.
Шкала спроса

Цена картофеля (руб. за кг)
  .1500
1300
1100
900
700
500
Продано (т)
  3


4
6
8
12
20

Шкала спроса показывает, сколько товаров можно купить по различным ценам за данный период. Анализ этой шкалы позволяет легче выявить количественную зависимость спроса от рыночной цены.
Закон спроса выражает следующую функциональную (математическую) зависимость спроса (С) от цены (Ц) : С = F(Ц). Чем выше цена товара, тем меньше спрос на него со стороны покупателей48. Например, в нашей стране повышение цен на подписные издания в 1992—1996 гг. привело к сокращению объема подписки.

Действует и обратная зависимость: чем ниже цена, тем больше спрос.
Такая количественная зависимость представлена в виде графика (рис. 6.4). Здесь взят тот же условный пример о продаже картофеля на местном рынке. На оси ординат отложены цены на картофель.

На оси абсцисс указано количество картофеля, на который предъявлен спрос. Кривая C1 — C2 на графике показывает, что при повышении цены платежеспособная потребность людей сокращается. И наоборот, когда цена снижается, спрос на продукты увеличивается.


Рис. 6.4. График кривой спроса
Важно учитывать и тенденцию, касающуюся цен на субституты (заменители). Речь идет о двух товарах, имеющих одинаковое значение для потребителя. Если повышается цена на первый продукт, то это ведет к увеличению спроса на другой.

Когда покупатель предпочел приобрести второе нужное ему благо в большем количестве, то становится очевиден эффект замены (закуплено больше полезностей по относительно меньшей цене).
Степень количественного изменения спроса в ответ на изменение цен характеризует эластичность спроса. Под эластичностью спроса подразумевается степень изменения спроса (чувствительность его объема) в зависимости от динамики цены. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса (Кс):


Для разных товаров данный коэффициент не одинаков. Если, предположим, цены на хлеб и мясо снизятся вдвое, то спрос на мясо может возрасти даже в большей мере, а на хлеб, скорее всего, снизится (потребление людей переместится с хлеба на мясо).
Эластичным спрос бывает тогда, когда величина спроса изменяется на больший процент, чем цена. Приведем условный пример. При повышении цены мотоцикла на 1% объем продаж снижается на 2%. В этом случае:


Величина эластичности спроса по цене — всегда отрицательное число, ибо числитель и знаменатель дроби всегда имеют разные знаки. В США опытным путем были получены такие оценки эластичности спроса по цене (за долгосрочный период, со знаком минус): канцелярские принадлежности — 0,6; бензин — 1,5; жилье — 1,9; вино — 3,9.
Неэластичный спрос проявляется, если платежеспособная потребность покупателей не чувствительна к изменениям цен. Скажем, как бы ни возрастали или ни понижались цены на соль, спрос на нее неизменен.
ТMперь изучим вопрос: как цена влияет на предложение товаров со стороны продавцов?
Предложение — это сумма товаров, которые продавцы готовы продать по альтернативным ценам.
На предложение влияют различные рыночные факторы, среди которых важнейшую роль играют цены на продаваемые продукты. На рынке обычно возникает возможность реализации альтернативного количества предлагаемого блага по разным ценам.


Допустим, на каком-то местном рынке продается картофель. По мере увеличения цены количество предлагаемого для продажи картофеля будет возрастать. Это иллюстрируется на условном примере в шкале предложения.
Шкала предложения

Цена картофеля (руб. за кг)
  1500
1300
1100
900
700
500
Продавцы готовы продать (т)
  20
12
8
6
4
3

Шкала предложения показывает, сколько товаров продавцы готовы продать по разным ценам. Приводимые цифры раскрывают взаимозависимость цены и предложения.
Закон предложения характеризует следующую функциональную зависимость предложения (П) от цены: П = F (Ц). Чем выше цена, тем в большей мере растет предложение продуктов со стороны продавцов. И наоборот: чем ниже цена, тем меньше предложение
Данная взаимосвязь наглядно представлена на графике (рис. 6.5). Ее иллюстрирует опять же пример с продажей картофеля. На оси ординат отложены цены на картофель, а на оси абсцисс — количество картофеля, которое продавцы готовы произвести и продать.

Кривая П1 — П2 на графике показывает, как с ростом цены производители увеличивают объем продажи, и наоборот, предложение с их стороны уменьшается при снижении цены.


Рис. 63. График кривой предложения
Степень изменения объема предложения в ответ на увеличение цены характеризует эластичность предложения. Под эластичностью предложения понимается степень его изменения в зависимости от динамики цены. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения (КП):


Коэффициент эластичности предложения особенно важно заранее прогнозировать производителям. От результатов прогноза зависит решение — увеличивать или сокращать выпуск определенной продукции.
Эластичным предложение становится, когда его величина изменяется на больший процент, чем цена. Допустим (условно), что цена на плейеры повысилась на 5%, вследствие чего в продаже появилось таких вещей больше на 10%. В этом случае коэффициент эластичности


Что же касается коэффициента эластичности предложения, то, как показывает опыт ряда западных стран, этот показатель — при условии равновесия цен и за предельный период — имеет тенденцию к возрастанию (т.е. рост цен на определенную величину в несколько большей степени вызывает увеличение производства).
Неэластичным предложение бывает, если оно не изменяется при повышении или снижении цен. Это характерно для многих товаров в краткосрочном периоде. Например, низка эластичность для скоропортящихся продуктов, которые невозможно хранить в больших количествах (скажем, свежую клубнику).

К тому же предложение более инертно (по сравнению со спросом). Ведь довольно трудно переключать производство на выпуск новых изделий, перераспределять в связи с этим ресурсы для изменения количества выпускаемой продукции.
Итак, что же показало ознакомление с законами спроса и предложения?
Во-первых, стало ясно, какую регулирующую роль выполняет цена на рынке. Она может как благоприятствовать, так и сдерживать динамику спроса и предложения. Тем самым цена прямо влияет на экономическое положение и деловую активность покупателей и продавцов.
Во-вторых, изменение цены в каком-то направлении (ее рост или снижение) вызывает прямо противоположное воздействие на спрос и предложение. Такая динамика напоминает качели: когда один конец качелей взлетает вверх, другой опускается вниз, и наоборот. Если, как видно на рисунках 6.4 и 6.5, цена возрастает, то увеличивается объем предложения и падает спрос (следовательно, повышаются доходы производителей, покупателей и уменьшаются покупки потребителей).

Когда же цена уменьшается, то это ведет к свертыванию предложения и расширению спроса (значит, ухудшается экономическое положение производителей, продавцов и возрастает благосостояние покупателем).
Однако покупатели и продавцы не могут полностью находиться под властью законов спроса и предложения. У них имеются свои внутренние пределы участия в рыночных сделках. Дело в том, что в рыночной практике существует два вида цен. Первый из них — цена продавца — тот ее уровень, ниже которого владелец товара не хочет сбывать его на рынке (цена не покроет его расходов и не даст нормального дохода).

Другой вид — цена покупателя — ее величина, выше которой он не станет платить за благо (из-за отсутствия денег, невыгодности сделки и по многим другим причинам). В старину люди говорили: У купца своя цена, у покупателя — своя.
Конечно, владелец товара по какой-то причине бывает вынужден отдать его за деньги, сумма которых ниже цены продавца. Тогда в поговорке звучит оправдание: Нужда цены не ждет. Аналогично потребитель может переплачивать за покупку деньги, превышая уровень цены покупателя.

Однако эти случаи не правило, а исключение.



Содержание раздела