• способность к синтезу и обобщению;
• творческое воображение, оригинальное мышление.
2. Способность понимать людей и работать с ними:
• уважение к мнению других людей, терпимость;
• способность предвосхищать и оценивать человеческие реакции;
• легкость в налаживании человеческих контактов;
• способность завоевать доверие и уважение;
• вежливость и хорошие манеры;
• способность выслушивать собеседника;
• умение вести устное и письменное общение;
• способность учить и обучать людей;
• способность убедить и создать мотивы для действий.
3. Интеллектуальная и эмоциональная зрелость:
• стабильность в поведении и действиях;
• независимость в выводах;
• способность противостоять давлению извне и справиться с фрустрацией и неуверенностью;
• способность действовать уравновешенно и в спокойной объективной манере;
• самоконтроль во всех ситуациях;
• гибкость и адаптируемость к меняющимся условиям.
4. Личная напористость и инициатива:
• нужная степень самоуверенности;
• здоровое честолюбие;
• дух предпринимательства;
• мужество, инициатива и самообладание в действии.
5. Этика и честность:
• искреннее желание помочь другим;
• исключительная честность;
• способность осознать границы собственной компетентности;
• способность признавать ошибки и извлекать уроки из неудач.
6. Физическое и умственное здоровье:
• способность переносить специфические рабочие и бытовые нагрузки консультантов по вопросам управления. Цель начального обучения – обеспечить консультанта объемом знаний и навыков в области методологии консалтинга, достаточным для того, чтобы он смог работать в рамках консалтингового проекта.
Эту общую цель начального обучения можно разбить на следующие четыре подцели: 1. Добиться, чтобы консультант смог изучить существующую у клиента ситуацию и наметить необходимые меры для ее улучшения. Это требует умения собирать и критически анализировать информацию, идентифицировать все аспекты проблемы, а затем разрабатывать практические меры для улучшения ситуации, используя воображение и творческие способности. 2. Добиться, чтобы консультант мог установить отношения сотрудничества с клиентом, получить его согласие на предлагаемые изменения и компетентно их внедрить.
Умение легко налаживать контакты с людьми, понимание факторов, способствующих или мешающих внедрению изменений, глубокое знание методов общения и убеждения, хорошие взаимоотношения с людьми в период внедрения предлагаемых мер являются самым важным оружием в арсенале консультанта. Именно эти качества подчеркиваются, укрепляются и вырабатываются во время начального обучения. 3. Добиться высокого мастерства в области будущей работы. Сюда входит знание всех технических аспектов своей отрасли, с рядом которых ему не приходилось сталкиваться в предыдущей деятельности, а также способность применить знание этих аспектов к решению проблем клиента. 4. Добиться способности работатьрезультативно в незнакомой обстановкеи под давлением. Это требует выработки навыков, с одной стороны, приспособления к условиям каждой новой клиентной организации, и, с другой, – не поддаваться давлению сложившихся в ней стереотипов и сопротивлению нововведениям.
Поскольку консалтинг является не только интеллектуальной, но и творческой профессией, то обучение консультанта должно быть построено, скорее, по принципу творческой мастерской, чем по принципу технического вуза. В максимальной степени должны применяться активные методы обучения (тренинг, разбор конкретных ситуаций, игротехника), формироваться личностные творческие навыки и умения, хотя и при обязательным освоении ремесла, т.е. технологии профессии.
Примером методики обучения консультантов в форме творческой мастерской является так называемая лаборатория консультирования (Л К).
Лаборатория консультирования – это методика тренинга консультантов на примере проекта обслуживания реального клиента. Время ее проведения зависит от продолжительности программы, но в сущности Л К – это ролевая игра, в рамках которой отрабатываются навыки постановки целей, формирования отношений с клиентом, сбора и использования данных, стратегии внедрения на рынок, отношений в команде, завершение и оценка результатов. Работа в лаборатории используется как средство для подачи теории, дискуссий по конкретным проблемам, их обобщения и обмена опытом при обучении.
Для осуществления обучения консультантов методом Л К используется форма, подобная описанному выше методу Т-групп (см. п. 2.7).
Норма, с которой сравнивают способности консультанта, представляет собой стандарт, которому он должен соответствовать при выполнении первого задания. При этом необходимо ответить на один вопрос: Показывая такие успехи, как сейчас, будет ли консультант готов приступить к работе после завершения обучения?
В программу начального обучения целесообразно включать и стажировку, т.е. практическое (полевое) обучение в процессе осуществления консалтинговых проектов под руководством наставника.
Для оценки успешности освоения программы подготовки целесообразно использовать не только традиционный зачетно - экзаменационный метод, но и метод личной оценки, позволяющий определить, достигает ли обучаемый конечной цели обучения. Она осуществляется как преподавателем, так и наставником в начале, середине и конце обучения. Возможная форма такой личной оценки приведена в табл. 9.
После завершения программы начального обучения дальнейшее развитие и повышение квалификации консультанта являются необходимыми элементами его становления как носителя интеллектуального капитала. Это развитие идет по следующим четырем направлениям:
1) освоение новых знаний по предмету специализации консультанта;
2) овладение новыми областями специализации (переподготовка);
3) освоение новых знаний и навыков в области методологии консультирования;
4) освоение новых знаний и навыков в сфере менеджмента и маркетинга консалтинговых услуг.
Таблица 9 Форма отчета о ходе обучения консультанта (по М. Кубру)
Повышение квалификации консультантов может осуществляться в следующих
формах:
1) участие в различных курсах, семинарах и конференциях;
2) проведение самостоятельных исследований;
3) изучение литературы по профессии.
При этом следует учитывать, что в консультировании больше, чем в каком-либо другом занятии, человек полностью отвечает за собственное развитие. Повышение профессиональной квалификации консультанта – это, прежде всего, самоусовершенствование...*.
*Управленческое консультирование: Путеводитель по профессии. С. 314.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 Некоторые нормативные документы, регулирующие предоставление консалтинговых услуг в России
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 декабря 1992 г. № 2363-р г. Москва
1. Рабочему центру экономических реформ при Правительстве Российской Федерации совместно с Миннауки России с привлечением Ассоциации консультантов по экономике и управлению (АКЭУ) и других заинтересованных организаций в 4-месячный срок подготовить программу развития в Российской Федерации профессионального консультирования по экономике и управлению и представить ее на утверждение в Правительство Российской Федерации.
2. Минтруду России ускорить разработку общероссийской программы подготовки кадров для рыночной экономики, предусмотрев в ней обучение профессиональных кадров консультантов и аудиторов.
ОБ УЧАСТИИ КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ ФИРМ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОНСУЛЬТАНТОВ В ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ ПО ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Распоряжение Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 2 октября 1992 г. № 507-р
В целях ускорения приватизации государственных и муниципальных предприятий, повышения качества работ по приватизации и сокращения сроков разработки планов приватизации Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом решил:
1. Считать целесообразным широкое привлечение к участию в проведении приватизации консультационных фирм и индивидуальных консультантов и создание системы их сертификации.
2. Утвердить Временное положение о сертификации консультационных фирм и индивидуальных консультантов, участвующих в проведении работ по приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации (приложение 1).
3. Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом, комитетам по управлению имуществом национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований организовать сертификацию консультационных фирм и индивидуальных консультантов в соответствии с указанным Временным положением.
4. В целях обеспечения указанной работы создать Совет по организации сертификации консультантов по приватизации в составе, приведенном в приложении 2*.
*Приложение 2 в данной работе не приводится.
Приложение 1 к Распоряжению Госкомитета РФ по управлению государственным имуществом от 2 октября 1992 г. № 507-р ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О СЕРТИФИКАЦИИ КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ ФИРМ_И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОНСУЛЬТАНТОВ, УЧАСТВУЮЩИХ В ПРОВЕДЕНИИ PАБОТ ПО ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ