Роль консультанта и характер его деятельности.


Тема б
Консалтинг в управлении малым бизнесом
Характеристика малого предприятия. Роль консультанта и характер его деятельности. Консалтинг в жизненном цикле малого предприятия.

Зоны особого внимания.
Тема 7
Консалтинг в управлении государственным сектором
Особенности консалтинга в государственном секторе. Государственный сектор и внешние факторы. Подготовка руководителей государственных организаций и их мотивация.

Разработка и внедрение программы по повышению эффективности деятельности государственных организаций.
Тема 8
Консалтинг в компьютеризации управления
Современные компьютеры и их деловые функции. Консалтинг и компьютеры в малом бизнесе. Консалтинг и компьютеры на крупных предприятиях.

Перспективы.
3.2. Учебные планы базового курса и курса специализации
3.2.1. Учебный план базового курса



*На семинарах обсуждается материал по теме и углубленно изучаются отдельные вопросы (в том числе в форме докладов слушателей). На практических занятиях проводится разбор конкретных деловых ситуаций (кейсов) и деловые игры. По завершении курса проводится экзамен (1 неделя).







3.2.2. Учебный план курса специализации



*Примечание: Итоговая оценка ставится на основании работы слушателей во время семинаров и практических занятий.
После осуществления начального обучения по специализированному и базовому курсам консультант проходит полугодичную стажировку в российских или зарубежных консалтинговых фирмах (или самостоятельно), после чего должен защищать дипломную работу.

3.3. Программа спецкурса Основы консультирования по экономике и управлению, применяемая АКЭУ для студентов базового и дополнительного менеджмент-образования (16 часов)
1. Введение. Консалтинг как элемент инфраструктуры профессиональной поддержки бизнеса.
Дается определение консалтинга, принятое Европейской федерацией ассоциаций консультантов по экономике и управлению (ФЕАКО): Менеджмент-консалтинг заключается и предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и/или возможностей, рекомендацию соответствующих мер и помощь в их реализации*. Описывается современное состояние сферы консалтинговых услуг в России и в мире.

*FEACO Information Document. Bruxelles, 1994. P.2.

2. Субъекты, виды и объекты консультирования.
Субъекты: внешние и внутренние консультанты
Виды: а) по методам – экспертное, процессное и обучающее консультирование; б) по объектам – приводится классификация Европейского справочника-указателя консультантов по экономике и управлению (94 вида услуг). Дается описание специфики консультирования по общему управлению, администрированию, финансовому управлению, управлению кадрами, маркетингу, организации производства и информационным технологиям, экономико-экологическим вопросам.
3. Наиболее распространенные проблемы, решаемые российскими консультантами. Приводятся данные о предложении и спросе на консалтинговые услуги в России и описание случаев (кейсов) из практики работы консультантов.
4. Работа консультанта с клиентной организацией.
4.1. Как формируется коммерческое предложение консалтинговых услуг?
4.2. Как ведутся предпроектные переговоры?
4.3. Как составляется контракт на предоставление консультационных услуг?
4.4. Как устанавливается цена на консалтинговые услуги?
4.5. Как консультант работает с клиентом в ходе осуществления консалтингового проекта?
4.6. Как оценивается эффективность консалтинговых услуг?
5. Как осуществляются консалтинговые услуги в рамках программ консультационно-технического содействия России (Всемирный банк, Европейский союз, Американское агентство международного развития и т.д.).
6. Формы профессиональных услуг по экономике и управлению, связанные с консалтингом.
6.1. Аудит.
6.2. Бухгалтерское обслуживание.
6.3. Юридические услуги.
6.4. Информационные технологии.
6.5. Инжиниринг.
6.6. Инвестиционное банкирование.
6.7. Рекрутмент.
6.8. Реклама и отношение с общественностью.
6.9. Деловая информация.
6.10. Тренинг.
7. Методы исследования рынка консалтинговых услуг.
Даются рекомендации по исследованию и мониторингу рынка консалтинговых услуг в России на основе опыта проведения этих работ российской Ассоциацией консультантов по экономике и управлению, накопленного в ходе осуществления таких исследований по заказам Международной организации труда (МОТ), Всемирного банка, Европейской федерации ассоциаций консультантов по экономике и управлению (ФЕАКО) и Европейского справочника-указателя консультантов.


Приводятся сведения о проведении исследований рынка консалтинга в других странах мира.
3.4. Программы обучающих семинаров в рамках проекта Национального фонда подготовки финансовых и управленческих кадров (НФПК) Улучшение качества консалтинговой профессии в России, разработанные Голландской ассоциацией консультантов (ROA) совместно с Российской ассоциацией консультантов по экономике и управлению (АКЭУ)
Семинар 1
Обеспечение качества консалтинговых услуг
Цель семинара
Расшифровка понятия высокопрофессиональное управление консалтинговой фирмой. Искусство менеджмента и практические навыки.
Семинар предназначен для офис-менеджеров, консультантов и управляющих партнеров консалтинговых фирм, сотрудников национальных профессиональных ассоциаций, сотрудников высших учебных заведений.
Ожидаемые итоги семинара:
• Получение участниками знаний о том, что такое управление качеством вообще и в консалтинговой фирме в частности.
• Выработка непосредственного представления о важности и коммерческой выгодности качественного менеджмента на Вашей фирме.
• Соотношение между удовлетворением запроса клиента, профессиональным развитием консультантов и качеством менеджмента.
• Овладение наиболее важными методами и техниками менеджмента.
• Обмен мнениями по вопросам обеспечения качества консалтинговых услуг на основе существующего опыта.
• Подготовка профессионалов в России для формирования системы сертификации и оценки качества консалтинговых услуг в России.
Содержание семинара
День первый.
Основные критерии качества
1. Введение.
2. Этимология и определение понятия качество.
3. Стратегические аспекты качества.
4. Качественное руководство фирмой и управление изменениями.
5. Необходимость профессионального этического кодекса и стандартов качества консультационных услуг.
6. Сопоставление современной российской ситуации и мирового опыта управления.
День второй.
Процесс управленческого консультирования
Система стандартов
1. Политика и организация.
2. Интейк (первая встреча с клиентом), составление предложения и заключение контракта.
 Процессы
3. Подрядные контракты и покупки.
   Организация и документация
4. Организация проекта и консультирование.
5. Завершение проекта, оценка проделанной работы, последующее сопровождение.
6. Контроль документации.
7. Исследования и разработки.
8. Повышение образовательного уровня и практический опыт.
9. Критерии качества для фирм и индивидуальных консультантов.
День третий.
Профессионалы–профессионалам
1. Введение профессионального кодекса и процедуры проверки качества работы фирмы.
2. Методы и процедуры оценки, анализа и повышения качества работы.
3. Как управлять фирмой, оказывающей профессиональные интеллектуальные услуги.
4. Сертификация и роль национальных ассоциаций.
Модель семинара
• Презентация
• Работа с кейсами (ситуациями)
• Взаимодействие в группе (совместная выработка решений)
• Просмотр и анализ видеофильма
Семинар 2
Управление консалтинговой фирмой и маркетинг консалтинговых услуг
Содержание семинара
1. Консалтинговая фирма как профессиональная организация. Основные критерии понятия профессионал. Управление профессиональной организацией и возможные сложности руководства.

Эффективные методы управления персоналом.
2. Консалтинговая фирма как отдельная экономическая единица. Надежное обеспечение финансовой деятельности. Способы и механизмы управления экономической деятельностью.

Установление гонораров и зарплат.
3. Маркетинг и продажа консалтинговых услуг. Эффективная стратегия маркетинга. Различие между понятиями маркетинг и продажа консалтинговых услуг.

Стратегия маркетинга и продаж.
4. Исследования и развитие консалтинговой фирмы. Понятие продукт с точки зрения консалтинга. Усовершенствование продукта и роль исследований в этом процессе. Изучение рынка как фактор совершенствования стратегии маркетинга.

Кто занимается разработкой продукта.
5. Взаимодействие консалтинговых фирм и методы его осуществления. Как эти методы способствуют повышению качества консалтинговых услуг на уровне отдельных консультантов и фирм в целом.
На семинаре будут рассмотрены связи с другими аспектами деятельности консалтинговых фирм (сертификаты, подбор персонала).
Модель семинара
Лекции по тематике. Групповая работа (вопросы участников и обсуждения): соотношение теории с практической работой. Презентация кейсов.

Итоги.
Семинар 3
Построение отношений с клиентом
Цель семинара
Усовершенствование знаний и практических навыков в том, как профессионально составлять предложения, привлекательные для клиента, и, таким образом, заключать интересные и коммерчески выгодные контракты.



Содержание раздела