Вопрос об экономических законах, их содержании и сфере действия является одним из самых острых вопросов идеологической борьбы. Отвлекаясь от наиболее идеологизированных сторон в характеристике видов экономических законов, необходимо отметить, что взаимообусловленность определенной связи между производством, распределением, обменом и потреблением находится в жестких рамках и зависит от уровня развития производительных сил общества.
И тем не менее, в современных условиях глобализации товарно-денежных отношений закон стоимости приобретает особую роль в регулировании общественного производства. Изучение, понимание места этого закона, умение учитывать его в своих практических действиях становится актуальной задачей специалистов-экономистов.
Экономические законы (общие, специфические или законы действующие на протяжении только одной стадии развития того или иного способа производства) проявляет свое действие по разному в различных видах экономических систем.
6. Виды экономических систем
Использование познанных экономических законов может стать реальностью, непосредственным делом только на основе соответствующего функционирования общественных институтов и структур, стоящих над экономическими структурами, т.е. государственных, социальных, общественных организаций, а также ассоциаций, объединяющих частных лиц, частных предпринимателей и т.п.
Главными признаками, определяющими формирование указанных выше институциональных экономических структур, являются собственность на средства производства, их формы, а также способы, посредством которых управляется экономическая деятельность. В этом отношении характеристика различных видов экономических систем имеет не столько чисто познавательное значение, сколько практический смысл, дающий возможность обществу в лице соответствующих институтов, оказывать влияние на развитие этих экономических систем, установление соответствующей координации между ними.
В современных индустриально развитых странах мира существуют следующие виды экономических систем: чистый капитализм, командная экономика, смешанные системы, традиционная экономика. Все эти виды экономических систем находятся в тесной взаимосвязи не только на микроуровне, но и на макроуровне и международных связях друг с другом.
Чистый капитализм - капитализм эпохи свободной конкуренции характеризуется определенной ролью частной и индивидуальной формой собственности в производстве товаров и услуг, удовлетворяющих потребности общества. В этой системе поведение частных собственников и частных потребителей мотивируются их личными интересами, где эгоистические наклонности и цели берут верх в отношениях между участниками производства. Каждая экономическая единица в этой системе стремится максимизировать свой доход на основе индивидуального управления своим бизнесом.
Товары и услуги предоставляются в условиях свободной конкуренции. Экономическая власть рассеяна среди собственников средств производства и ее использование идет по линии общих требований закона стоимости в наиболее простых, доступных и примитивных формах: покупать ресурсы дешевле, продавать товары дороже, опередить своих конкурентов по количеству, качеству, цене своих товаров. В этих условиях вмешательство и контроль со стороны государства сведены до минимума, поскольку защитники и участники чистого капитализма утверждают, что только система свободной конкуренции благоприятствует эффективному использованию ресурсов, стабильности производства и занятости, быстрому экономическому росту.
Роль государства в этой системе ограничивается защитой института частной собственности и установления надлежащей правовой структуры, обеспечивающей функционирование свободного рынка. Чистый капитализм - это экономика частных интересов.
7. Командная экономика
Полной противоположностью чистому капитализму является командно-административная экономика. Эта система в своей основе имеет общественную собственность на средства производства, т.е. практически на все материальные ресурсы. Управление же производством осуществляется на основе коллективных решений, принятых в высших государственных структурах в форме централизованного государственного экономического планирования.
Предприятия в своей экономической деятельности управляются на основе государственных директив. В плановых директивах устанавливается количество ресурсов (материальных, трудовых, денежных), которое должно быть выделено каждому предприятию для выполнения производственного задания. Соотношение средств производства и средств производства и средств потребления в национальном продукте устанавливается также централизовано.
Политика ценообразования, доходов и стимулирования труда находилась в ведении чиновников соответствующих экономических структур государства. Все направления экономической политики государства строились на основе долгосрочных приоритетов, вытекающих из главных идеологических доктрин.
8. Смешанные экономические системы
Указанная экономическая система представляет собой нечто среднее, промежуточное между чистым капитализмом и командной экономикой. Примером такой экономики является авторитарный капитализм фашистской Германии. Эта экономика была поставлена под жесткий контроль правительства.
Экономика Швеции также представляет собой смешанную систему. В этой стране свыше 90% хозяйственной деятельности сосредоточено в частных фирмах, государственные структуры принимают активное участие в обеспечении экономической стабильности и в перераспределении доходов. То же самое можно сказать об экономической системе Японии.
9. Традиционная экономика
В экономических теориях современных ученых выделяется так называемая традиционная экономика. Характерными чертами такой экономики является приспособление в хозяйственной деятельности требованиям обычаев, традиций. Техника производства, обмен, распределение доходов, правила воспроизводства освещаются идеологией своих предков, образом их мышления.
Технический прогресс, система инноваций в производство резко ограничены. Религиозные и культурные ценности прошлого здесь играют главенствующую роль в управлении экономической деятельностью.
Экономическая теория, как было сказано, изучает отношения людей в процессе производства, распределения, обмена, потребления и накопления материальных благ. Эти отношения обусловлены наличием товарно-денежных связей во взаимодействии участников производства. Деньги являются универсальным инструментом, обеспечивающим взаимодействие между производителями и потребителями производственных товаров.
Товарно-денежное отношения, связи предполагают наличие развитого рынка, который призван обеспечить свободное движение всех факторов производства: рабочей силы, товаров, капиталов.
Важное место в этих экономических взаимосвязях занимают экономические законы, среди которых важное место принадлежит закону стоимости.
М. Высшая школа. 1996.
2. Долан, Эдвин Дж., Линдсей, Девид Е. Микроэкономика. Пер. с англ. С-Пб.
1994.
3. Райхлин Э. Основы экономической теории. Микроэкономическая теория рынков продукции. М. Наука.
1996.
4. Гайгер, Линвуд Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика. Пер. с анг. Общая редакция В.А.
Исаева. М. Инфра-М. 1996.
5. Долан, Эдвин Дж., Линдсей, Девид Е. Макроэкономика. Пер. с англ. С-Пб.
1994.
6. Сакс Дж.С., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика. Глобальный подход. Пер. с англ.
М. Дело. 1996.
7. Лэйард Р. Макроэкономика. Курс лекций для российских читателей. М. 1994.
8. Политическая экономия. Под ред. А.В. Сидоровича, Ф.М. Волкова.
М. Издательство МГУ. 1994. часть 2.
9. Эдвин Дж. Доллан, Колин Д. Кэмпбелл, Розмари Дж. Кэмпбелл.
Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика.
10. Современный бизнес. т. 1, 2. Москва "Республика". 1995 г.
11. Е.Ф. Борисов, Ф.И. Волков.
Основы экономической теории. "Высшая школа". М., 1993 г.
12. А. Хоскинг. Курс предпринимательства.
Москва. "Международные отношения". 1993 г.
13. Рохлин Э. Основы экономической теории. Микроэкономическая теория рынков вводимых ресурсов. М. "Наука", 1996 г.
14. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. Учебное пособие под общей редакцией А.В.
Сидоровича. М.: ИППК МГУ, 1996 г.
15. Раймон Барр. Политическая экономия. т. 1, 2. Москва. "Международные отношения" 1995 г.
16. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и правительством Российской Федерации на 1998 - 1999 годы. "Российская газета" 26 февраля 1998 г.