Как показывают статистические данные, доля регионов дальнего зарубежья во внешнеторговом обороте России несколько колеблется, составляя все же примерно 4/5. В географии российского экспорта и импорта превалируют именно эти регионы, хотя по-разному: их удельный вес в экспорте России доходил до 80%, а в импорте почти до 70%.
Следует иметь в виду, что доля государств ближнего зарубежья в закупках Россией товаров за рубежом за 90-е гг. увеличилась примерно в 1,5 раза, составив в 1997 г. 25,9% по сравнению с 19,2% в 1991 г.
Рассмотрим структуру российского экспорта и импорта (см. табл. 5.3).
Таблица 5.3
Структура российского экспорта и импорта, %
Экспорт |
Импорт |
||
Всего |
100,0 |
Всего |
100,0 |
в том числе: |
в том числе: |
||
Украина |
10,2 |
Украина |
16,0 |
Германия |
7,8 |
Германия |
10,8 |
Китай |
6,0 |
Казахстан |
6,8 |
США |
5,4 |
США |
6,5 |
Швейцария |
4,2 |
Белоруссия |
5,7 |
Великобритания |
3,9 |
Италия |
4,9 |
Япония |
3,9 |
Финляндия |
3,4 |
Нидерланды |
3,7 |
Франция |
2,7 |
Белоруссия |
3,5 |
Великобритания |
2,3 |
Италия |
3,5 |
Китай |
2,2 |
Данные таблицы свидетельствуют о том, что основными торговыми партнерами России во второй половине текущего десятилетия среди стран дальнего зарубежья были Германия (традиционно), США, Италия и Великобритания; а из числа государств ближнего зарубежья Украина (традиционно), Белоруссия, Казахстан.
Расширение сотрудничества со странами СНГ является одним из приоритетных направлений внешнеторговых и внешнеэкономических связей России, которые установлены на трех уровнях. Большинство стран СНГ выполняют обязательства в соответствии с Соглашением о создании зоны свободной торговли, подписанном 15 апреля 1994 г., и двусторонними соглашениями о свободной торговле. Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия заключили Соглашение о создании Таможенного союза, согласно которому установлен единый порядок внешнеторгового регулирования.
Страны участницы Таможенного союза 23 марта 1993 г. подписали Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. Россия и Белоруссия подписали 2 апреля 1996 г. Договор об образовании Сообщества двух суверенных государств,
На долю стран СНГ приходится около 1/4 всего объема внешнеторгового оборота России.
При рассмотрении товарной структуры экспорта и импорта товаров следует выделить ее специфику. Рассмотрим особенности российского экспорта.
Вывоз Российской Федерации в настоящее время сохраняет свою сырьевую направленность. По стоимости в нем превалируют топливно-энергетические товары, доля которых в общем объеме российского экспорта в 1997 г. составила 45,6% (в 1996 г. 46,2%). На черные и цветные металлы в общей стоимости отечественного вывоза товаров в 1996 1997 гг. приходилось около 15,5%, тогда как на машины, оборудование и транспортные средства в 1996 г. 9,4%, а в 1997 г. 9,9%.
Удельный вес прочих товарных групп в российском экспорте оставался в эти годы на уровне 28,9%.
В импорте России основными статьями являются изделия машиностроения (около 30% совокупного импорта), а также продовольствие и сырье для его производства (около 30%). Удельный вес импортируемых химических продуктов составляет около 10%, изделий легкой промышленности около 10, черных и цветных металлов и изделий из них 3-4%.
Объемы неофициального импорта по каналам так называемой неорганизованной торговли в целом оцениваются в 40% от официального, особенно велика его доля в импорте потребительских товаров.
Среди негативных тенденций в развитии экспортно-импортных контрактов современной России в последнее время выделяется сокращение российского присутствия на многих важных региональных и мировых товарных рынках. Так, ослабляются свои позиции на рынках развивающихся, некогда социалистических стран (бывших членов СЭВ), а также в регионе СНГ. Кроме того, отечественных товаропроизводителей потеснили иностранные конкуренты с внутреннего рынка России.
Зарубежные конкуренты стремятся ослабить позиции страны и на таком специфическом рынке, как рынок вооружений. Согласно аналитическим оценкам, емкость мирового рынка вооружений на период до 2000 г. должна составлять примерно 40 млрд долл. США ежегодно, причем, как предполагается, в перспективе она будет снижаться.
Показатели |
1995 г. |
1996 г. |
1997 г. |
1998 г. (оценка) |
1999 г. (оценка) |
Экспорт Импорт Сальдо |
81,6 60,8 20,8 |
89,1 62,2 26,9 |
87,5 67,6 19,9 |
76,0 64,0 12,0 |
70,4 46,4 24,0 |
Источник:. Эксперт. 1998. № 35; Финансовая Россия.
1999. № 19. С. 6.
Развитию международных валютно-финансовых отношений способствовало принятие Правительством РФ и Центральным банком РФ международных обязательств по текущим операциям в рамках 8 ст. Устава МВФ. Это обеспечило расширение участия России в мировом торговом обороте и укрепило ее позиции во взаимоотношениях с ведущими государствами мира, оеооенно со странами Европейского союза.
Так, на страны ЕС приходится более 45% российской внешней торговли и 40% экспорта. Из всех иностранных инвестиций в России около 60% имеют западноевропейское происхождение. Кроме того, следует отметить, что наибольший удельный вес в объеме товарооборота России приходится на страны дальнего зарубежья (в том числе Германию, США, Китай), а в меньшей степени на страны СНГ.
Это обусловливается объективной потребностью национальной экономики России в расширении хозяйственных связей с промышленно развитыми странами.
1 декабря 1997 г. вступило в силу Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС. Отношения России и Евросоюза будут строиться по аналогам с теми, которые существуют между ЕС и США или ЕС и Японией. ЕС поддерживает усилия России по ее интеграции в мировые экономические отношения и международные организации.
Результаты взаимодействия России с другими странами и международными финансово-кредитными организациями находят отражение в платежном балансе, динамика показателей которого оказывает влияние на состояние валютного регулирования.
Целью Центрального банка РФ в области внешнеторгового регулирования внешней торговли является обеспечение оптимальной структуры платежного баланса за счет переориентации внешнеторгового оборота России с сырьевого экспорта и импорта в основном в виде потребительских товаров на наукоемкие, высокотехнологичные отрасли; повышения эффективности внешнеторговых операций путем более четкого контроля за уровнем контрактных цен, затрат на производство продукции, уровнем налоговых сборов, таможенно-тарифных платежей, а также динамикой валютного курса рубля и др.
Россия, не будучи членом Всемирной торговой организации, несла потери от ограничительных мер во внешней торговле, которые, по данным Министерства промышленности и торговли РФ, применяют в отношении нее 18 торговых партнеров. Минимальный прямой ущерб от различного рода ограничений российского экспорта составляет 500 млн долл. в год. Между тем наблюдался рост объема импорта за счет увеличения закупок машин и оборудования, что свидетельствует о некотором оживлении инвестиционной активности в стране.