Развитие международных корпораций увеличило расхождение между реальными экономическими структурами и классической моделью. Организация процесса производства происходит в корпорациях по собственным правилам и им нет дела до интересов других стран. Кроме того, цены больше не являются отражением ни стоимости факторов производства, ни тем более равновесия рынка.
Они отражают политику производителей, учитывающую специфику каждого национального рынка или определяемую в зависимости от внутренней логики транснациональной группы.
В конечном счете эволюция международных отношений позволяет сделать вывод, что классическая модель проявляет себя как тенденция; международная цена является не ценой равновесия между спросом и предложением, а результатом взаимодействия неравновесных сил и интересов, которые имеют определенное отношение к рыночному механизму.
Один из идеологов экономической политики США А. Лаффер в начале 80-х гг. писал: «Страны рассматриваются как множество тесно взаимнопереплетенных хозяйств, а не как экономически разрозненные единицы, которые могли бы быть изучены в отдельности»*.
* LafferA.B., Miles M.A. International Economics in an Integrated World, glenview. (III). 1982.
P. XVI.
Ту же мысль, но с небольшими оговорками, высказывает один из руководителей французского Института международных отношений А. Брессан: «Настало время понять, что мировую экономику нельзя сводить к взаимодействию национальных хозяйств. Наоборот, национальные хозяйства должны теперь рассматриваться как часть глобальной и интегрированной системы со своей внутренней логикой»*.
* Bressand A. Mastering The Wored Economy //Foreign A flairs. 1983. Spring.
P. 746.
Различные аспекты интернационализации хозяйственной жизни анализируются на Западе через призму роста взаимозависимости экономики отдельных стран. Типичным в этом отношении является мнение итальянских экономистов, опубликованное в журнале «Спеттаторе Интернационале», которые считают, что «за последнее десятилетие экономически зависимые страны и группы стран приобретают решающее значение для всех крупных индустриальных государств и в значительной мере обусловливают национальную экономическую политику каждого государства, поскольку положение на мировых рынках все больше становится силой, определяющей внутренние цены, уровень использования производственных мощностей и занятости. С начала 70-х гг.
XX столетия ни одна крупная страна не смогла избежать влияния внешних событий или изменить направление этого воздействия иначе, как заплатив за это высокую цену»*.
* Lo spettatore Internationale. Rome, 1982. Vol.
17, No 2. P. 103.
На протяжении 80-х гг. во внешнеторговой и финансовой политике западных государств отчетливо взаимодействуют две тенденции дерегулирование отдельных товарных и особенно валютно-финансовых потоков и одновременное ограждение национального экономического пространства, рост протекционизма. При этом «дерегулирование особенно активно проявляется в валютно-финансовой сфере, тогда как протекционизм наиболее ощутимо дает о себе знать в сфере торговли»*.
* Протекционизм в промышленно развитых странах, как отмечали эксперты МВФ, продолжает оказывать сильное влияние и в ряде случаев приводит к росту мер, ограничивающих торговлю (IMF. Issues and Developments in International Trade Policy. Wash., 1988.
P. 1).
На практике дерегулирование и протекционизм тесно переплетены и взаимодополняют друг друга, превращаются в инструмент хозяйственной политики. Так, импортные ограничения на ввоз определенных товаров в сочетании с дерегулированием потока иностранных частных инвестиций часто применяются для того, чтобы привлечь заграничные капиталовложения в отдельные отрасли. Установление определенного срока действия импортных ограничений может стать также действенным средством, вынуждающим предпринимателей защищаемой отрасли форсированно модернизировать свои предприятия.
Отчетливо наблюдается эволюция форм и методов регулирования внешнеэкономических экспортно-импортных операций. Многие ранее важные инструменты теряют свое значение. Определенную роль играют в этом международные организации (ВТО, МВФ и др.), достигающие, хотя и с большим трудом и проволочкой, договоренности о снижении различных барьеров, мешающих передвижению товаров, капиталов и в меньшей степени рабочей силы.
Введение в США и Западной Европе количественных ограничений на импорт автомобилей и некоторых видов электронной техники способствовало повышению качества вывозимой японскими компаниями продукции, росту цен и увеличению их экспортной выручки.
Многие формы государственного регулирования внешнеэкономических операций, связанные с затратой бюджетных средств, либо не расширяются, либо сокращаются. Экономическая помощь, выделенная США, Великобританией и Францией развивающимся странам в 80-х гг. в реальном измерении, т.е. с учетом инфляции, иногда даже снижалась*. В то же время воздействие государства на внешнеэкономическую сферу по многочисленным новым каналам явно увеличивалось.
В первую очередь речь идет о государственных мерах, которыми преимущественно преследовались не только внешнеэкономические, но и другие цели, являющиеся элементами «внутреннего» механизма государственно-монополистического регулирования. В той или иной степени такие мероприятия оказывали влияние и на внешнеэкономические экспортно-импортные операции страны.
* OECD. Development Cooperation, 1988.
Примером могут служить различные нормы и стандарты. Они сейчас широко устанавливаются в западных странах, чтобы охранять окружающую среду и здоровье населения, повышать безопасность людей и ответственность нарушителей. В основе этих мер. лежат внутренние критерии каждой страны, уровень осознания остроты той или иной проблемы, готовность пожертвовать сиюминутными экономическими выгодами и т.п. Однако при конкретизации таких норм и стандартов существует немало возможностей в различных формах дать предпочтение местным производителям (например, ввоз ряда химических товаров в Японии ограничивается на основании того, что они могут оказать вредное воздействие на специфическую местную природу). Другим примером являются государственные закупки, субсидии и налоговые льготы, предоставляемые местным предпринимателям.
Все они выступают как действенные протекционистские меры. Даже в рамках Европейского союза только менее 2% всех государственных заказов выдается фирмам других стран участниц EC*.
* European Economy. 1988. No 35.
P. 55.
Новой формой современного протекционизма во избежание дезорганизации зарубежных рынков и возможных «торговых войн» является так называемое «добровольное» ограничение экспорта. Суть его заключается в том, что под угрозой применения особенно жестких мер ограничения импорта одна страна вынуждает другую «добровольно» сокращать экспорт определенных товаров. Чтобы контролировать исполнение своих обязательств, государство должно устанавливать экспортные квоты и следить за их выполнением (в случае количественных ограничений экспорта) либо осуществлять мониторинг экспортной торговли, следя за соблюдением минимально допустимого уровня цен (если принято обязательство поддерживать цены на должном уровне).
Такая форма протекционизма особенно широко применялась США и Западной Европой против Японии. Но подобные меры встречаются и во взаимоотношениях между США и Западной Европой. По оценкам экспертов МВФ, число соглашений, предусматривающих такие ограничения, выросло только за 1988 г. с 135 до 261*.
По имеющимся подсчетам, около трети японского экспорта подвергается «добровольным» ограничениям.
* IMF. Issues and Developments in International Trade Policy. Wash., 1988. P. 1.
Принимая разнообразные формы, протекционистская политика на Западе все чаще опирается не на законодательно установленные экономические и правовые нормы, а на различные административные действия. Не случайно в обзоре мирового экономического положения, составленного ООН в начале 80-х гг., указывается на «рост административного, а не узаконенного протекционизма»*. Ограничения с помощью различного рода формальностей, административной проволочки очень эффективны. По некоторым подсчетам, например, расходы, связанные с выполнением таможенных формальностей, достигают иногда 5% стоимости продаваемой продукции.
Даже в рамках взаимной торговли стран ЕС пограничные формальности приводят к удорожанию продукции в среднем на 2%. Эта сумма соизмерима с платежами по таможенным тарифам. Декларируемые в общем виде в законах меры по предотвращению дезорганизации рынка получают неожиданные, но протекционистские и крайне действенные административные преломления**. Так, в административном порядке во Франции в начале 80-х гг. было установлено, что все ввозимые в Японию видеомагнитофоны должны проходить таможенные формальности в г. Пуатье.
Через некоторое время маленькая таможня была завалена продукцией, которая месяцами не могла быть доставлена заказчикам. Возникшая неразбериха надежно ограждала французский рынок от японских товаров.