России и сохранения рациональных интеграционных связей


* UN. Worid Economic Survey. NY, 1982.

1981-1982 (Supplement). P. 80.
** European Economy. 1988, № 35. P. 49.

Такая форма протекционизма в современных условиях оказывается особенно эффективной ее трудно фиксировать и еще труднее регламентировать или устранить каким-либо международным соглашением или действием Всемирной торговой организации.
Стимулирование экспорта государством тоже принимает новые формы в результате многочисленных межгосударственных соглашений, а также в связи с обострением бюджетных дефицитов. Общий объем непосредственно государственных ассигнований на эти цели падает почти во всех ведущих странах (за исключением Японии). Зато увеличивается участие государства в гарантировании международных кредитных операций. Быстро развиваются такие сделки, как смешанные государственно-частные займы, в которых особенно трудно выявить долю государственного субсидирования*.

Так или иначе государство принимает участие в предоставлении около трети экспортных кредитов, как, например, в Великобритании и Японии**.
* Смешанные займы, предоставленные странами ОЭСР, равнялись в 1986 г. 6,4 млрд СДР, в 1987 г. 9,2 млрд СДР (IMF. Issues and Developments in International Trade Policy. Wash., 1988.

P. 17).
** Рubner A. The Export Cult: a Global Display of Economic Distortions. Aldershot, 1987.

Непрерывно увеличиваются и совершенствуются каналы государственного давления западных держав на хозяйственную деятельность в других странах. Различные ведомства оказывают нажим на правительства стран-партнеров, добиваясь устранения тех или иных преград, мешающих экспансии транснациональных корпораций, снижения таможенных, валютных и прочих барьеров.
Под предлогом поощрения экспортных усилий на протяжении 80-х гг. США и страны Западной Европы на всех уровнях (вплоть до встреч «семерки») усиленно навязывали Японии решения, предусматривающие более свободный доступ иностранных товаров и капиталов на ее рынок.
Все вышесказанное, однако, не означает полного свертывания или прекращения всех форм государственного вмешательства в развитых странах. Во внешнеэкономической сфере регулирование продолжает быть значительным, хотя оно и принимает более завуалированные и менее отчетливые формы из-за необходимости обходить достигнутые международные договоренности о либерализации мирохозяйственных отношений.
Таким образом, анализ классических теорий и современных направлений экономической мысли показывает очевидным необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности отдельных стран. С его помощью обеспечивается защита экономики от резких колебаний денежно-кредитной системы и уменьшения валютных резервов, вызываемых движением капитала, а также обеспечение национальной (в том числе экономической) безопасности.
Следовательно, усиление регулирования внешнеэкономической деятельности в отдельных странах было вызвано, с одной стороны, интернационализацией движения капитала, интеграцией мирохозяйственных связей, а с другой стороны, обеспечением системы защитных мер от иностранной конкуренции.

5.5. Государственное регулирование внешней торговли
Важным принципом внешнеторговой деятельности является активное вмешательство государства при проведении валютных операций. С помощью валютной, денежной, налоговой политики, изменения процентных ставок, субсидий, контигетированием и лицензированием внешнеторговых операций, таможенными тарифами государство осуществляет регулирование экспорта и импорта для успешного развития национальной экономики. С помощью указанных мер государство обеспечивает национальным производителям наиболее благоприятные условия на внутреннем и внешнем рынках.
Особенно эффективно эти меры действуют в промышленно развитых странах. Например, в большинстве из них экспорт сельскохозяйственных продуктов осуществляется по ценам, не соответствующим издержкам производства, в связи с большим размахом прямой и косвенной государственной помощи сельскохозяйственному сектору для обеспечения его выживания.
В Российской Федерации государственное вмешательство во внешнеторговую деятельность предприятий осуществляется по следующим направлениям:


таможенными тарифами;
нетарифными ограничениями;


контингетированием и лицензированием внешнеэкономических операций;
налоговым законодательством;
системой международных договоров и соглашений;
кредитными мероприятиями;
формированием торгового режима в отношении со странами ближнего зарубежья для защиты экономических интересов России и сохранения рациональных интеграционных связей;
контролем за использованием валютных поступлений для оплаты импорта;
формированием рационального (паритетного) курса рубля, реально отражающего ценовые соотношения внутреннего и мировых рынков и т.д.
Наиболее распространенными ограничениями в сфере внешней торговли являются тарифные пошлины. Таможенные пошлины это налог, устанавливаемый для затруднения ввоза в страну или, реже, вывоза из нее определенных видов продукции. Для ослабления национальным производителям конкуренции с иностранными фирмами, как правило, устанавливаются высокие таможенные пошлины при импорте готовой продукции и полуфабрикатов, особенно предметов роскоши, а более низкие при импорте сырья и материалов.
Часто используемым способом воздействия на внешнеторговую деятельность предприятий являются нетарифные барьеры, которые представляют собой совокупность прямых и косвенных (непрямых) ограничений внешней торговли с помощью разветвленной системы экономических, политических и административных методов.
Некоторое распространение в современной практике межгосударственного обмена получили контингентирование и лицензирование внешнеэкономических операций, а также введение государственной монополии на некоторые виды операций.
Контингентирование связано с установлением определенной квоты на экспорт (импорт) отдельных товаров или товарных групп, в пределах которой внешнеторговые операции осуществляются относительно свободно. На практике контингента обычно устанавливаются в форме списков товаров, свободный ввоз или вывоз которых ограничен процентом от объема или стоимости их национального производства. Предельной формой квоты выступает эмбарго, при котором отдельные виды импорта полностью запрещены.
Лицензирование предполагает необходимость получения организацией разрешения (лицензии) правительственных органов на осуществление внешнеэкономической деятельности. Подобная система дает возможность государству контролировать внешнеэкономические отношения и осуществлять их регулирование для достижения различных экономических и политических целей. В некоторых случаях лицензии выступают разновидностью таможенного обложения, применяемого страной для получения дополнительных таможенных доходов.
К методам прямых ограничений может быть также отнесено использование государственной монополии как исключительного права государственных органов или уполномоченных ими частных фирм на осуществление определенных видов производственной и внешнеэкономической деятельности.
Косвенные ограничения, в отличие от прямых, непосредственно не связаны с запретом на осуществление внешнеэкономической деятельности или уменьшением ее объема. Вместе с тем они зачастую оказываются не менее эффективным средством протекционистской защиты национальных производителей, чем таможенное обложение. Важное место в структуре косвенных ограничений занимают национальная налоговая система и национальные стандарты.

Несоблюдение стандартов страны может служить поводом к запрету ввоза импортной продукции и ее реализации на внутреннем рынке. Соответственно налоговая система большинства развитых стран строится таким образом, чтобы создать преимущества для покупателей и пользователей национальной продукции (система регистрационных сборов и т.д.). Подобным образом система национальных транспортных тарифов нередко создает преимущества в оплате перевозки грузов экспортерам по сравнению с импортерами.
Кроме того, могут использоваться и другие формы косвенных ограничений закрытие для иностранцев отдельных портов и железнодорожных станций, предписание об использовании при производстве продукции определенной доли национального сырья, запрет приобретения государственными организациями импортных товаров при наличии национальных аналогов и др.
Существенную роль в системе государственного вмешательства в экономику играют средства государственного стимулирования экспорта. В современных условиях в России действует система стимулирования экспорта, которая соответствует требованиям Всемирной торговой организации, определяющей принятый в мировой практике порядок оказания государственной поддержки экспорта. Она включает систему финансовых льгот, предоставляемых национальным экспортерам для повышения конкурентоспособности их продукции на внешнем и внутреннем рынках.
К ним можно отнести:
предоставление Правительством РФ в лице Министерства финансов РФ гарантийных обязательств в отношении кредитных ресурсов, привлекаемых российскими коммерческими банками для обеспечения оборотными средствами экспортно-ориентированных организаций;



Содержание раздела