* UN. Worid Economic Survey. NY, 1982.
1981-1982 (Supplement). P. 80.
** European Economy. 1988, № 35. P. 49.
Такая форма протекционизма в современных условиях оказывается особенно эффективной ее трудно фиксировать и еще труднее регламентировать или устранить каким-либо международным соглашением или действием Всемирной торговой организации.
Стимулирование экспорта государством тоже принимает новые формы в результате многочисленных межгосударственных соглашений, а также в связи с обострением бюджетных дефицитов. Общий объем непосредственно государственных ассигнований на эти цели падает почти во всех ведущих странах (за исключением Японии). Зато увеличивается участие государства в гарантировании международных кредитных операций. Быстро развиваются такие сделки, как смешанные государственно-частные займы, в которых особенно трудно выявить долю государственного субсидирования*.
Так или иначе государство принимает участие в предоставлении около трети экспортных кредитов, как, например, в Великобритании и Японии**.
* Смешанные займы, предоставленные странами ОЭСР, равнялись в 1986 г. 6,4 млрд СДР, в 1987 г. 9,2 млрд СДР (IMF. Issues and Developments in International Trade Policy. Wash., 1988.
P. 17).
** Рubner A. The Export Cult: a Global Display of Economic Distortions. Aldershot, 1987.
Непрерывно увеличиваются и совершенствуются каналы государственного давления западных держав на хозяйственную деятельность в других странах. Различные ведомства оказывают нажим на правительства стран-партнеров, добиваясь устранения тех или иных преград, мешающих экспансии транснациональных корпораций, снижения таможенных, валютных и прочих барьеров.
Под предлогом поощрения экспортных усилий на протяжении 80-х гг. США и страны Западной Европы на всех уровнях (вплоть до встреч «семерки») усиленно навязывали Японии решения, предусматривающие более свободный доступ иностранных товаров и капиталов на ее рынок.
Все вышесказанное, однако, не означает полного свертывания или прекращения всех форм государственного вмешательства в развитых странах. Во внешнеэкономической сфере регулирование продолжает быть значительным, хотя оно и принимает более завуалированные и менее отчетливые формы из-за необходимости обходить достигнутые международные договоренности о либерализации мирохозяйственных отношений.
Таким образом, анализ классических теорий и современных направлений экономической мысли показывает очевидным необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности отдельных стран. С его помощью обеспечивается защита экономики от резких колебаний денежно-кредитной системы и уменьшения валютных резервов, вызываемых движением капитала, а также обеспечение национальной (в том числе экономической) безопасности.
Следовательно, усиление регулирования внешнеэкономической деятельности в отдельных странах было вызвано, с одной стороны, интернационализацией движения капитала, интеграцией мирохозяйственных связей, а с другой стороны, обеспечением системы защитных мер от иностранной конкуренции.
5.5. Государственное регулирование внешней торговли
Важным принципом внешнеторговой деятельности является активное вмешательство государства при проведении валютных операций. С помощью валютной, денежной, налоговой политики, изменения процентных ставок, субсидий, контигетированием и лицензированием внешнеторговых операций, таможенными тарифами государство осуществляет регулирование экспорта и импорта для успешного развития национальной экономики. С помощью указанных мер государство обеспечивает национальным производителям наиболее благоприятные условия на внутреннем и внешнем рынках.
Особенно эффективно эти меры действуют в промышленно развитых странах. Например, в большинстве из них экспорт сельскохозяйственных продуктов осуществляется по ценам, не соответствующим издержкам производства, в связи с большим размахом прямой и косвенной государственной помощи сельскохозяйственному сектору для обеспечения его выживания.
В Российской Федерации государственное вмешательство во внешнеторговую деятельность предприятий осуществляется по следующим направлениям:
Несоблюдение стандартов страны может служить поводом к запрету ввоза импортной продукции и ее реализации на внутреннем рынке. Соответственно налоговая система большинства развитых стран строится таким образом, чтобы создать преимущества для покупателей и пользователей национальной продукции (система регистрационных сборов и т.д.). Подобным образом система национальных транспортных тарифов нередко создает преимущества в оплате перевозки грузов экспортерам по сравнению с импортерами.
Кроме того, могут использоваться и другие формы косвенных ограничений закрытие для иностранцев отдельных портов и железнодорожных станций, предписание об использовании при производстве продукции определенной доли национального сырья, запрет приобретения государственными организациями импортных товаров при наличии национальных аналогов и др.
Существенную роль в системе государственного вмешательства в экономику играют средства государственного стимулирования экспорта. В современных условиях в России действует система стимулирования экспорта, которая соответствует требованиям Всемирной торговой организации, определяющей принятый в мировой практике порядок оказания государственной поддержки экспорта. Она включает систему финансовых льгот, предоставляемых национальным экспортерам для повышения конкурентоспособности их продукции на внешнем и внутреннем рынках.
К ним можно отнести:
предоставление Правительством РФ в лице Министерства финансов РФ гарантийных обязательств в отношении кредитных ресурсов, привлекаемых российскими коммерческими банками для обеспечения оборотными средствами экспортно-ориентированных организаций;