повышение квалификации рабочей силы и специалистов, внедрение новых методов организации труда и производства;
испытание новых методов хозяйствования, отработка и отбор наиболее эффективных форм деятельности в условиях свободного рынка.
При создании СЭЗ могут быть использованы два подхода.
Первый территориальный, в соответствии с которым СЭЗ создается на специально выделенной территории страны и в ее рамках устанавливается особый экономико-правовой режим функционирования.
Второй режимный, суть которого заключается в том, что иностранным компаниям предоставляются особые условия независимо от места их расположения на территории страны.
Использование того или иного подхода обусловлено целями и задачами создания СЭЗ, а также имеющимися возможностями страны. При этом нужно учесть, что территориальный подход обеспечивает такие преимущества, как:
концентрация высококачественной инфраструктуры, которая отсутствует в других регионах страны;
создание административных и прочих льгот для высококвалифицированного персонала, занятого в зоне, что невозможно обеспечить при режимном подходе.
В то же время режимный подход дает возможность:
стимулировать определенные виды деятельности независимо от размещения предприятий;
обеспечивать более прочные связи между местной экономикой и предприятиями, пользующимися льготами;
инофирмам оптимально размещать свои предприятия и виды деятельности.
На практике иногда наблюдается сочетание обоих подходов. Это практикуется в первую очередь в небольших странах, которые могут предоставлять статус зоны предприятиям, расположенным в любом районе страны.
Специализация СЭЗ определяется при ее создании и отражается в технико-экономическом обосновании. В дальнейшем зона функционирует на основе собственной программы развития с расчетом на расширение специализации и, если это оправдано, территории. В этом случае также допускается распространение зоны на внезональные предприятия, являющиеся поставщиками или клиентами предприятий или объектов СЭЗ.
Что касается такой формы СЭЗ, как научно-промышленные парки, то в настоящее время в России созданы и действуют 27 технопарков и 63 инкубатора инновационного бизнеса, которые объединены в ассоциацию «Технопарк». По оценкам западных специалистов, наиболее успешно функционируют НПП «Зеленоград» и «Дубна». Эффективное функционирование НПП в России сдерживается отсутствием существенной поддержки со стороны государства, тогда как наиболее успешно действующие зарубежные технопарки находятся именно в тех странах, где правительство поддерживает темпы НТР в стране и во главу этой политики поставлена задача оптимизации хозяйственной системы и восприимчивости к достижениям НТП.
Необходимо отметить и еще одну важнейшую функцию НПП сдерживание «утечки мозгов», что весьма актуально для России, которая превращается в мирового лидера в этой сфере. Данная ситуация следствие постепенного разрушения научно-технического потенциала России, отсутствия спроса на высококвалифицированных и талантливых ученых и специалистов.
Активное включение России в международный оффшорный бизнес началось в начале 90-х гг. Либерализация внешнеэкономических связей, высокий уровень налогообложения, отсутствие действенного валютного контроля способствовали созданию широкой сети российских оффшорных компаний за рубежом, а также учреждению собственных оффшорных зон. В настоящее время, по оценкам специалистов, Россия лидирует среди других стран мира по количеству регистрируемых оффшорных компаний.
На сегодняшний день в мире насчитывается около 3 млн оффшорных компаний, из них около 60 тыс. российские (за пределами России). Существуют в Российской Федерации и свои оффшорные зоны. К ним, с определенными оговорками, можно отнести Республику Калмыкия и зону благоприятствования «Ингушетия».
Благоприятный налоговый режим в Калмыкии для внешних инвесторов был введен в 1994 г., когда в республике была снижена региональная ставка налога на прибыль до 5%. Принятый в 1995 г. Народным хуралом Калмыкии Закон «О предоставлении налоговых льгот отдельной категории плательщиков» составлен в классических традициях оффшорных зон. Согласно новому Закону, компании, не использующие сырьевые и природные ресурсы Калмыкии, освобождаются от уплаты:
Предполагается сохранение генетического фонда животного и растительного мира, ландшафтного разнообразия Горного Алтая.
Таким образом, анализ деятельности СЭЗ в России показывает, что они не выполняют своей основной задачи: не являются очагами экономического роста, дающими импульс для развития других территорий. Россия допустила ошибку, объявив свободными экономическими зонами 11 регионов общей площадью 1 млн кв. км, что соответствует 7% территории страны и площади 300 СЭЗ, функционирующих во всем мире.
Иностранный капитал не стал катализатором роста даже в тех СЭЗ, где его концентрация велика. Существует ряд факторов, препятствующих притоку капитала и в совокупности формирующих инвестиционный климат:
отсутствие стабильной, учитывающей международную практику правовой базы, регулирующей деятельность отечественных и иностранных компаний;
рост социальной напряженности;
неразвитая инфраструктура, в том числе связь, система телекоммуникаций, транспортное и гостиничное хозяйство;
сепаратистские настроения, которые присущи некоторым руководителям регионов;
коррупция.
В ближайшее время вряд ли можно ожидать кардинальных изменений инвестиционного климата в целом по России. Но для ограниченных территорий внутри страны эта задача вполне выполнима, и прежде всего за счет использования механизма СЭЗ. Именно они могут стать при благоприятных условиях своеобразными оазисами роста, в которых будут саккумулированы иностранные и российские инвестиции, что позволит дать импульс развитию страны в целом.
Это тем более актуально, поскольку в 1997 г. принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации Закон «О свободных экономических зонах», который даст возможность еще более эффективно использовать данную форму международных отношений для активного привлечения в страну прямых иностранных инвестиций.
На нынешнем этапе для России наиболее оптимальной формой СЭЗ являются промышленные зоны, в которых целесообразно развивать импортозамещающее производство. По мере насыщения внутреннего рынка эти зоны можно будет перепрофилировать на выпуск продукции, ориентированной на мировой рынок, и фактически они трансформируются в ЭПЗ. Кроме того, для России одной из приоритетных форм развития СЭЗ должны стать НПП, что позволило бы использовать научный потенциал и предотвратить «утечку мозгов».