оживление производства;
соблюдение платежно-финансовой дисциплины;
реформирование системы налогообложения;
снижение реальной банковской ставки до уровня, стимулирующего значительный рост инвестиций;
создание благоприятного налогового режима и системы государственных гарантий, предоставляемых частным инвесторам на приоритетных для государства направлениях инвестирования;
разграничение сфер ответственности федерального и местного бюджетов;
формирование институциональной среды инвестиционной деятельности;
решение законодательных и организационных проблем развития ипотеки;
дальнейшее совершенствование таможенного регулирования;
обеспечение инвесторов достоверной информацией;
развитие рынка корпоративных ценных бумаг;
обеспечение надежной законодательной защиты инвесторов.
Однако, как уже отмечалось ранее, именно эти мероприятия не вошли в практику привлечения иностранных инвестиций в России. Действовавшее в 19931997 гг. Правительство РФ довольствовалось, хотя и наименее эффективными, но зато наиболее «легкими и быстрыми» способами привлечения иностранного капитала, что и сыграло решающую роль в дальнейшем развитии кризисных явлений в экономике России.
При всех негативных последствиях оттока краткосрочных спекулятивных иностранных капиталов из российской экономики, наблюдаемых в последнее время, нельзя не отметить и, несомненно, положительную их роль в развитии фондового рынка России, где присутствие нерезидентов составляло на конец 1997 г. порядка 80% объемов совершаемых сделок. Для российских предприятий в условиях продолжающегося экономического кризиса формирование рынка акций и продажа части своих акций, даже недооцененных по сравнению с ценными бумагами компаний других стран, служили источником дополнительного инвестирования в развитие производства. Точную оценку вложения иностранных инвесторов в акции российских предприятий сделать сложно, так как происходят существенные колебания курса акций российских предприятий, периодический сброс пакетов акций иностранными инвесторами, а также резкие падения курса российского рубля по отношению к СКВ.
Преобладание иностранных игроков-спекулянтов над стратегическими инвесторами на отечественном фондовом рынке, конечно же, способствовало его нестабильности и злоупотреблениям на курсовой игре, вследствие чего реальная стоимость акций не соответствует их котировкам, осуществляемым основными участниками рынка. Тем не менее российские участники получили возможность освоить в российской практике основные финансовые инструменты современного фондового рынка, сформировать их конъюнктуру, хотя подчас и в гипертрофированных, уродливых формах.
На этом фоне вполне естественно, что наибольшие потери от финансового кризиса в России потерпел национальный фондовый рынок, который прекратил работу на несколько недель из-за катастрофического обвала котировок российских корпоративных бумаг. Цены на российские облигации в начале кризиса, по данным «J. P. Morgan Emerging Markets Bond Index Plus», снизились на 54,2% по сравнению с аналогичным показателем на начало года.
При этом значительные потери, естественно, понесли основные игроки иностранные инвесторы.
Так, финансовый кризис в России привел к серьезным потерям для акционеров американских паевых и пенсионных фондов, вложивших инвестиции в экономику России. Существенно пострадали: «Morgan Stanly Emerging Market Date Funds», «Scudder Emerging Market Bond Fund», «Aim Global High-income Fund». Большинство из них разместили около 20% своих активов на рынке государственных облигаций Российской Федерации, a «Morgan Stanly» 27% капиталов в российские долговые обязательства.
Объявление о чрезвычайных мерах по стабилизации финансовой ситуации, предусматривающих, в частности, мораторий по краткосрочным долговым обязательствам на сумму около 43 млрд долл. США, привело к новому обвалу на российском рынке. Из-за массового оттока покупателей с рынка долговых обязательств иностранные инвесторы не имеют возможности на практике подсчитать стоимость своих капиталовложений в российские облигации.
Этих значений присутствия нерезидентов в наиболее динамичных секторах российского финансового рынка оказалось достаточно, чтобы спровоцировать ситуацию международного банкротства такого крупного и мощного в экономическом и финансовом отношении государства, как Российская Федерация.
Необходимо также помнить, что одной из важнейших задач в деятельности государства по привлечению иностранных инвестиций является своевременное обслуживание накопленного долга уплата процентов и погашение ссудной задолженности. В некоторых случаях своевременное и полное выполнение страной обязательств перед иностранными кредиторами по обслуживанию накопленной задолженности государства перед нерезидентами становится тяжелым и непосильным бременем для экономики страны. В результате страна попадает в тиски финансовой зависимости от государств-кредиторов, что приводит к потере ею своей политической и экономической самостоятельности.
Показатели |
1992 г. |
1993 г. |
1994 г. |
1995 г. |
1996 г. |
1997г. |
Плановые платежи, млрд долл. США |
14,4 |
20,7 |
20,2 |
20,2 |
18,1 |
13,7 |
Фактические платежи, млрд долл. США |
3,6 |
3,6 |
5,6 |
7,1 |
7,1 |
6,4 |
Коэффициент обслуживания долга, % (соотношение суммы обслуживаемого долга к стоимостному объему экспорта): |
||||||
по плану |
26,9 |
34,7 |
29,9 |
24,9 |
20,3 |
15,8 |
фактически |
6,7 |
6,0 |
8,3 |
8,8 |
8,0 |
7,9 |