Основу ЕАСТ составляет зона свободной торговли.


Следует также отметить, что после сформирования первого эшелона присоединившихся к евро стран его платежные отношения с остальными государствами ЕС будут регулироваться и обслуживаться обновленным механизмом стабилизации обменных курсов («ЕРМ-2»), в центре которого будет новая валюта, связанная с сохранившимися национальными валютами через индивидуальные обменные курсы (так называемый принцип оси и спиц в колесе). Эти курсы (с разрешенным лимитом колебаний ±15%) будут устанавливаться совместными решениями ЕЦБ, национальных центральных банков данных стран и КЕС. При превышении разрешенных лимитов возможны совместные интервенции этих институтов в пользу колеблющейся валюты на денежных рынках.

Взаимные официальные обменные курсы валют стран ЕС, сохранивших самостоятельность, также рассчитываются через евро. Предусмотрен и периодический курсовой пересмотр «ЕРМ-2» к новым реалиям финансового рынка.
При этом принципиально важно, что главной целью нового механизма, в отличие от предшествовавшего «ЕРМ-1», является уже не стабилизация курсов сохранившихся национальных валют, а прежде всего подготовка к их трансформации в евро, т.е. речь идет о «разноскоростной» валютной интеграции с учетом специфики отдельных государств. По мере их присоединения к Европейскому союзу к «ЕРМ-2» станут подключаться и другие страны, за счет которых будет расширяться Евросоюз*.
* Европейская комиссия начала переговоры с государствами, претендующими на вступление в ЕС в ближайшие годы, среди которых лидируют Польша, Венгрия, Чехия, Кипр, Словакия и Эстония.

Становление в Европе новой валютной зоны, на долю которой приходится более 1/3 оборота внешней торговли России, требует подготовки к этой новой ситуации, профилактики ее возможных негативных последствий для нашей страны, квалифицированного использования складывающихся позитивных возможностей. Конкретно речь идет о следующем:
о переоценке в евро активов и пассивов России и ее хозяйственных субъектов в странах ЕС;
о допуске евро к котировке на внутреннем валютном рынке страны, в ее валютные резервы и в «корзину» валют для определения курса рубля в случае перехода к его реальной (международной) обратимости;
об обмене населением части наличной иностранной, валюты (как ее исчезающих, так и сохраняющихся разновидностей) на евро и о защите ее легальных владельцев и от паники и от обменного произвола банков*.
* Центральный банк РФ считает, что переход стран ЕС на евро окажет положительное влияние на российскую внешнюю торговлю, так как около 70% контрактов с европейскими странами в настоящее время заключается в американских долларах.

Опыт продвижения ЕС к евро небесполезен и для специалистов, занимающихся хозяйственной реинтеграцией СНГ. Его основными особенностями являются: принятие политических решений лишь после «вызревания» для этого необходимых экономических предпосылок; приемлемость данных решений для субъектов хозяйства и населения, диалог с ними; концентрация особого внимания на отработку технических деталей; развернутая правовая база, этапность, критериальность и, если необходимо, разная скорость преобразований. В большей степени это относится к реализации ст.

7 «Четырехстороннего договора» (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия) и ст. 7 Договора об образовании сообщества Россия Белоруссия.

9.2.2. Европейская ассоциация свободной торговли ЕАСТ


Помимо ЕС в Европе в 1960 г. возникла еще одна организация на основе подписанной в Стокгольме конвенции. ЕАСТ это торгово-экономическое объединение, созданное по инициативе Великобритании, как ответ на образование Общего рынка. В момент создания в ЕАСТ вошли: Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швейцария и Швеция. С 1961 г. к ЕАСТ присоединилась Финляндия в качестве ассоциированного члена.

В 1970 г. участницей ЕАСТ стала Исландия. В 1973 г. из ЕАСТ вышли Великобритания и Дания, в 1986 г. Португалия, а в 1995 г. Австрия, Швеция и Финляндия. В настоящее время членами ЕАСТ являются Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн.
Основу ЕАСТ составляет зона свободной торговли. Во взаимной торговле отменены таможенные пошлины и количественные ограничения, однако отсутствует единый внешний тариф. Каждое государство проводит самостоятельную торговую политику по отношению к третьим странам, а товары из этих стран не могут свободно перемещаться внутри ЕАСТ (кроме промышленных товаров из ЕС).



Расширяется сотрудничество в области науки и техники, защиты окружающей среды.
Ассоциация не ставит своей целью создание экономического и валютного, а тем более политического союза*.
* Если в 1963 г. на долю стран, входящих в ЕАСТ, приходилось более 12% мирового производства промышленно развитых стран, то в настоящее время она незначительна.



Деятельностью ЕАСТ руководит Совет в составе совета министров или постоянных глав делегаций. В его задачи входит разработка рекомендаций и исполнение правительствами стран-членов соглашений, заключенных в рамках ассоциации. Решения и рекомендации требуют, как правило, единогласия. Текущими делами руководит Секретариат.

Штаб-квартира в Женеве.
Отличия ЕАСТ от ЕС:
в ЕАСТ нет наднациональных органов; высший руководящий орган консультативный Совет, в котором каждая страна имеет один голос;
режим свободного беспошлинного товарооборота в рамках ЕАСТ действует только в отношении промышленных товаров и не распространяется на сельхозпродукцию;
за каждой страной членом ЕАСТ сохраняется внешнеторговая автономия и собственные таможенные пошлины в торговле с третьими странами;
в ЕАСТ не существует единого таможенного тарифа. Наиболее тесные связи ЕАСТ имеет с ЕС. В 1991 г. ЕС и ЕАСТ подписали соглашение о создании Европейского экономического пространства (ЕЭП).

В соответствии с достигнутым договором с 1 января 1993 г. страны члены ЕАСТ стали включать в свои национальные законодательства законодательные акты ЕС, касающиеся свободного движения товаров, капиталов и услуг, а также политики ЕС в области конкуренции.
Интеграции рынков аграрной продукции не предполагается, поскольку сельское хозяйство ЕАСТ не смогло бы выдержать конкуренцию со стороны ЕС.

9.2.3. Североамериканская ассоциация свободной торговли НАФТА


Другим примером центростремительных интеграционных тенденций, развивающихся уже не в Европе, а в Северной Америке, является НАФТА. Североамериканская ассоциация свободной торговли была создана путем подписания соглашения в декабре 1992 г. между тремя странами США, Канадой и Мексикой, вступившего в силу с 1 января 1994 г. Возникновению НАФТА предшествовало заключение в 1989 г. соглашения между США и Канадой о зоне свободной торговли, которое положило начало интеграции в Северной Америке. Мексика присоединилась к соглашению в феврале 1991 г.
В рамках НАФТА предусмотрены меры по либерализации движения товаров, услуг и капиталов через границы, разделяющие три страны. Почти все торговые и инвестиционные барьеры должны быть сняты в течение следующих 15 лет. Создаются условия для принятия этими тремя странами аналогичных законов в области охраны окружающей среды, а также трудового законодательства. Между США и Канадой подобные меры уже осуществлены, и теперь речь идет о принятии их Мексикой. В соглашении предусмотрена защита североамериканского рынка от экспансии азиатских и европейских компаний, которые стремятся обойти американские таможенные барьеры путем реэкспорта своих товаров в США через Мексику.

Стороны договорились также о снятии ограничений на движение капитала (за исключением нефтяного сектора в Мексике, культуры и образования в Канаде, авиаперевозок и радиокоммуникаций в США). Мексика обязалась постепенно снять ограничения для американских и канадских прямых инвестиций к 2007 г.
Достигнуто соглашение о ликвидации большинства тарифов на продукцию сельского хозяйства, за исключением ограничений в торговле кукурузой, сахаром, некоторыми овощами и фруктами, а также о постепенной (в течение 10 лет) ликвидации таможенных барьеров в торговле автомобилями и текстилем. Предусмотрены необходимые мероприятия по защите интеллектуальной собственности, гармонизации технических стандартов, санитарных норм.
По подсчетам специалистов, НАФТА объединяет сегодня территорию с населением более 375 млн человек; на долю группировки приходится 20% объема мировой торговли.
Следует, однако, отметить, что в рамках НАФТА не созданы пока специальные механизмы, регулирующие сотрудничество, подобно тем, которые существуют в ЕС (Комиссия, Суд, Парламент и т.п.).
В целом НАФТА молодое экономическое формирование. Механизмы сотрудничества в НАФТА находятся в стадии формирования.
В настоящее время трудно оценить эффективность деятельности НАФТА, поскольку период ее существования пока короток. Но уже сейчас в ряде южноамериканских стран просматривается стремление к присоединению к НАФТА.
Для России североамериканский регион, и главным образом США, представляет определенный интерес с точки зрения перспектив развития экономических и научно-технических связей. Вместе с тем для США экономика Российской Федерации может стать объектом выгодного приложения капитала. Кроме того, США могли бы использовать и достижения российского научно-технического комплекса с учетом принципа взаимной выгоды сторон.



Содержание раздела