* Сегодня ЕС объединяет более 300 млн человек, что составляет 7% населения земного шара; на ЕС приходится 19,4% ВНП и 18,6% мировой торговли.
Механизм функционирования ЕС основывается на политико-правовой системе управления, которая состоит как из общих наднациональных и межгосударственных органов, так и из элементов национально-государственного регулирования.
К основным правовым структурам ЕС относятся следующие институты:
Совет министров главный законодательный орган ЕС, принимающий решения по реализации единой политики ЕС квалифицированным большинством (2/3 или 3/4 голосов присутствующих). Законодательные акты по вопросам сельского хозяйства, финансов, образованию, общим проблемам и иностранным делам носят обязательный характер и включаются в национальное законодательство. В Совете министров действует система ротации, в соответствии с которой представитель каждого государства поочередно занимает пост председателя сроком на 6 месяцев.
Европейский совет орган, в состав которого входят главы государств и правительств стран членов ЕС. Главы государств и правительств встречаются не реже двух раз в год для определения принципиальных политических решений на основе консенсуса. Хотя Европейский совет был образован в 1974 г., но большими полномочиями он не обладал.
В Маастрихтский договор включено положение о повышении статуса Европейского совета, согласно которому он «призван дать необходимый импульс развитию Союза и определять его общие политические принципы».
Комиссия Европейских сообществ (КЕС) исполнительный орган, имеющий право представлять на утверждение Совету министров проекты законов. КЕС состоит из 20 членов (председатель и 19 вице-председателей), назначаемых сроком на 5 лет национальными правительствами, но независимыми от них. КЕС представляет ЕС в ряде международных организаций.
Комиссия обладает широкими полномочиями, в частности, осуществляет контроль за соблюдением таможенного режима, налоговой политики, аграрного рынка, а также выполняет целый ряд функций, в том числе финансирование из находящихся в ее распоряжении фондов (социального, аграрного, регионального); самостоятельно ведет переговоры с третьими странами; обладает правом распоряжаться общим бюджетом. Одно из важнейших направлений деятельности КЕС приведение принятых решений в соответствие с национальными законодательствами, стандартами и нормами.
Европейский парламент (Европарламент) избирается с 1979 г. всеобщим прямым голосованием во всех странах-членах сроком на 5 лет. Европейский парламент контролирующий орган, насчитывает в настоящее время 626 депутатов. Роль Европарламента в законодательстве ЕС возрастает.
После вступления в силу 1 ноября 1993 г. Маастрихтского договора Европарламент получил новые полномочия право принятия решений совместно с Советом министров по отдельным вопросам законодательства, регулирующего единый рынок; право поручать КЕС разработку предложений по некоторым направлениям политики; право утверждать бюджет и др.
Суд Европейских сообществ (Суд ЕС) высший судебный орган; обеспечивает соблюдение законности, выполнение соглашений, реализацию принципов ЕС. Суд ЕС насчитывает 13 судей, имеющих мандат сроком на 6 лет.
Помимо этих пяти основных органов ЕС, функционируют Контрольно-ревизионная палата, задача которой контроль за финансовой деятельностью, и два консультативных органа Экономический и социальный комитеты ЕЭС и Евратома и Консультативный комитет ЕОУС. В рамках Европейского союза существуют и другие вспомогательные учреждения разного рода комитеты, комиссии, подкомиссии, фонды и т.п. На деятельности некоторых из них целесообразно остановиться подробнее, так как они играют значительную роль не только в рамках ЕС.
Это относится прежде всего к различным финансовым институтам и фондам, являющимся финансовой основой ЕС.
Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) создан на базе капитала, предоставленного странами-членами. ЕИБ наделен функциями коммерческого банка, осуществляет свою деятельность на международных финансовых рынках, предоставляет кредиты государственным структурам стран-членов.
Европейский фонд аграрной ориентации и гарантирования (ФЕОГА) создан с целью финансирования общей сельскохозяйственной политики, а также для содействия операциям по экспорту излишков агропродукции в третьи страны.
Европейский социальный фонд обеспечивает перемещение и профессиональное обучение рабочей силы.
Европейский фонд регионального развития (ЕФРР) создан для предоставления инвестиций, субсидий в отсталые районы ЕС с целью реализации региональной политики в более широких рамках Евросоюза.
Последовательная реализация целей ЕС прошла через ряд этапов.
I этап (19581968 гг.). В основном был сформирован таможенный союз, в результате чего были устранены пошлины и количественные ограничения во взаимной торговле стран-участниц; были введены единый таможенный тариф и единая торговая политика в отношении третьих стран; закончена выработка единой аграрной политики и начата либерализация движения капиталов и рабочей силы в рамках ЕС.
II этап (19691992 гг.). Наиболее значительным событием в этот период следует считать вступление в силу в 1987 г. Единого европейского акта (ЕЕА), который предусматривал формирование единого внутреннего рынка ЕС, основанного на свободе передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Речь шла о создании в рамках сообщества единой правовой и экономической среды для хозяйственной деятельности юридических и физических лиц. Одновременно была создана правовая база для распространения интеграции на новые сферы, такие, как: наука, техника, валютные отношения, охрана окружающей среды.
Важным разделом ЕЕА стал также договор о сотрудничестве стран ЕС в сфере внешней политики. К концу 1992 г. мероприятия по созданию единого внутреннего рынка были в целом закончены. С 1993 г. в рамках ЕС стали практически свободно перемещаться товары, услуги, капиталы и граждане.
Следует отметить, что с подписанием Шенгенского соглашения появилась возможность безвизового перехода границы между странами членами ЕС.
III этап, условно начавшийся с подписания 7 февраля 1992 г. Маастрихтского договора о Европейском союзе министрами иностранных дел 12 государств членов Европейского сообщества. Договор был ратифицирован к 1 ноября 1993 г. во всех странах-членах и открыл новый этап в развитии ЕС его трансформацию в экономический и валютный союз. В настоящее время в ЕС создаются Европейский центральный банк и единая валюта евро; должно быть введено единое гражданство и образован организационный и правительственный механизм согласования странами-участницами внешней политики и политики безопасности.
Согласно Маастрихтскому договору Европейский союз наделяется следующими важными функциями:
введение единой европейской валюты;
усиление координации единой экономической политики, и прежде всего бюджетной;
защита единого рынка, основанного на принципе свободной и справедливой конкуренции;
поддержание равного доступа к средствам богатых и бедных регионов в рамках ЕС;
поддержание законности и правопорядка;
управление единой внешней политикой, включая формирование общей оборонной безопасности.
Особое внимание уделяется введению единой валюты для интегрирующейся Европы. Дополнение таможенного союза и единого внутреннего рынка ЕС валютным союзом, основанным на «наднациональности» денежной политики стран-членов и на введении в них вместо наднациональных валют общей денежной единицы евро, призвано логически завершить на рубеже XXI в. экономическую интеграцию в ЕС и наделить сообщество таким же мощным инструментом внешней финансовой политики, каким являются доллар США и иена Японии.
Вместе с тем переход к евро имеет свои сложности, возможны и неоднозначные последствия, прямо затрагивающие как западные страны, так и Россию и СНГ.
Переход к единой валюте даст государствам ЕС следующие преимущества.
Экономически единый рынок ЕС не может стать таковым на практике, пока он опирается на различные денежные системы, остающиеся в национальном подчинении. Это сохраняет внутри ЕС различия в организации кредита, расчетов, курсовой политики, а следовательно, и в ценах, налогах, денежной политике и валютных рынках. Евро, таким образом, подводит окончательную базу под сложившиеся в ЕС единые рынки товаров, услуг, капитала и рабочей силы и превращает его в завершенный валютно-экономический союз.
Предполагается, что евро позволит успешнее бороться с инфляцией, снизить процентные ставки и налоговое бремя, т.е. будет стимулировать рост инвестиций, производства, занятости и поможет стабилизировать государственные финансы стран-участниц. Если переход к единому внутреннему рынку ЕС уже к 1996 г. позволил создать в Западной Европе от 300 тыс. до 900 тыс. новых рабочих мест, поднять уровень средних доходов на душу населения на 1,11,5%, снизить инфляцию на 1 1,5%-ых пункта, увеличить промышленный экспорт на 20 30%, сократить разрыв внутренних цен в различных странах ЕС на товары с 22,5% до 19,6%, а на услуги с 33,7% до 28,6%; привлечь в ЕС 44% всего международного вывоза капитала (против 28% в 1992 г.), то введение евро способно принести дополнительные макроэкономические преимущества.