Эволюция концепции евразийства и перспективы ее реализации


Актуальность темы исследования. После распада социалистического содружества, ухода Советского Союза из стран Центральной и Восточной Европы, утраты важных внешнеполитических активов, а затем и распада самого СССР, возникшая угроза дезинтеграции, теперь уже суверенной России, привела к необходимости перестройки существующей внешнеполитической практики и её теоретического обоснования как в Российской Федерации, так и в других странах Содружества Независимых Государств. Именно в это время в новых суверенных государствах на постсоветском пространстве стала обсуждаться, в качестве возможной, концепция евразийства. Однако по сравнению с предшествующими её вариантами, появились принципиально новые подходы не только к проблемам политики, но и географической детерминации.

Это определялось тем, что независимые государства, устремившись в европейские международные организации, этими действиями поставили вопросы о политических границах Европы.
Существующие ныне почти двести национально-государственных образований объединяются в более или менее стабильные структуры, втягиваются с разной степенью интенсивности в региональные интеграционные процессы. Однако взаимные связи в этих структурах остаются асимметричными, что заставляет искать теоретические обоснования интеграции государств в различных регионах мира, в том числе и на постсоветском пространстве. В этих условиях вновь стала актуальной идея евразийства как самостоятельного историко-философского и общественно-политического течения, а также как возможная практическая линия развития сотрудничества стран СНГ.
Уникальность евразийства на всех ступенях его развития заключается в том, что, будучи не европейским феноменом общественно-политической мысли
и реальности, оно неразрывно связано и с восточной, и с западной традициями. Евразийство стало одной из первых концепций, имеющих не только международный характер, но и специфику, выводящую его на метанаучный уровень анализа реальности. Это во многом сближает евразийство с попытками дать философское обоснование современного развития России, её геополитических возможностей на территории, исконно являющейся зоной российских геополитических интересов.
Актуальность изучения евразийства связана с необходимостью гармонизации развития стран-участниц Содружества Независимых Государств в рамках единого экономического, правового, культурного пространства. При всех успехах и сложностях, переживаемых в настоящее время странами СНГ, вряд ли возможно отрицать наличия на постсоветском пространстве, самостоятельной, самобытной культурно - цивилизационной среды, в основе которой лежит единый внутренний неантогонистический комплекс базисных представлений славянской, тюркско - монгольской, западно - европейской и даже византийской культур. Всё это позволяет понять стремление многих политиков и идеологов к утверждению современного евразийства в качестве мировоззренческой основы для осуществления интеграции постсоветских государств.
Подтверждением такой позиции может служить, в частности, выдвинутое президентом Казахстана Н. А. Назарбаевым ещё в 1994 г. предложение о создании участниками СНГ более сплоченного государственного объединения - Евразийского союза (ЕАС). В рамках ЕАС предполагалось сформировать единое оборонное, экономическое и культурное пространство, создать, наряду с межгосударственными, наднациональные органы - парламент, исполнительный комитет и пр. В настоящее время существуют и другие интеграционные евразийские проекты. Все они говорят о том, что назрела необходимость не только разработки и реализации интеграционной политики, но и ее идеологического обеспечения.

И это определяет актуальность изучения политических аспектов эволюции евразийства.
Степень научной разработанности темы. В научной литературе по теме исследования нашла отражение существовавшая до развала СССР биполярная геополитическая система мирового устройства, которая имела два относительно устойчивых центра, две идеологии, а также чётко сформулированные стратегические установки. Применительно к изучаемой проблеме необходимо отметить биполярность, связанную с тем, что уже в начале XX века русское общество оказалось расколотым на «красных» и «белых», на большевиков и эмиграцию. Именно эти два лагеря представляли наиболее известные линии формирования национальной идеологии.



Был третий путь, который теоретики называли «евразийским».
Евразийство привлекало в разные периоды историков, богословов, лингвистов, философов. Идеологом направления принято считать П.Н. Савицкого Ему принадлежат основные формулы и определения, ставшие руководящими принципами евразийской идеологии. Он возглавил это движение в 20-е гг. и являлся автором большинства программных документов.

По мнению П.Н. Савицкого «Культура России не есть ни культура европейская, ни одна из азиатских... Она - совершенно особая, специфическая культура... Её надо противопоставлять культурам Европы и Азии как срединную, евразийскую культуру... Мы должны осознать себя евразийцами, чтобы осознать себя русскими»1.

Г.В. Вернадский считал, что Евразия с конца XIX века является областью действия русского исторического процесса, его месторазвитием. В глазах «правых» евразийцы пытались найти общую почву с большевиками.

Для Г. Ландау, например, они своим признанием русской революции стали на почву коммунизма.
Разноречивыми были мнения критиков относительно существа евразийской государственной идеи. По мнению Б.В. Спекторского, евразийцы являлись слугами Европы. А.А.

Кизеветтер считал, что, несмотря на некоторые соприкосновения со славянофильством, евразийство являлось существенно новым учением. Несколько более единодушны оппоненты евразийцев в версии, чем
вызвано евразийство к жизни. В изложении П, Милюкова - А.Изгоева евразий-ство родилось в результате внешнего поражения и внутреннего разгрома, когда в русском обществе усилились национализм и вражда к иностранцам. Им вторил Н. Чебышев, называя евразийство порождением эмиграции.
В литературе о евразийстве имеется немалое количество статей, которые не могут рассматриваться как отражение научной полемики, а скорее представляют собой одобрение и развитие евразийских идей. Такова в значительной степени рецензия на «Исход к Востоку» П.М. Бицилли. Созвучны евразийцам мысли А. Кулишера, который отмечает, что евразийцы заметили что-то важное, заговорив о роли степи в истории России и формировании её государственности. В особую, весьма интересную, группу можно выделить высказывания известных писателей и поэтов (А.

Белый, М. Горький, Е. Чирикова).
Концепция евразийства привлекала и зарубежных авторов. Менее богаты, чем можно было ожидать, немецкие издания2. Французская литература о евразийстве содержит два обстоятельных обзора: один принадлежит перу Ш. Буржуа, автором другого является Г. Шкявер. Итальянское евразийствоведение ограничивается работами известного слависта Е. Ло Гатто.

Он посвятил ему очерк в книге «Страницы русской истории и литературы». Заметное развитие получило евразийствоведение среди славянских авторов Польши, Чехии, Хорватии3.
По основным видам полемики, которая велась исследователями разных школ и направлений с евразийцами, имеющиеся публикации можно разделить на: антирелигиозные4, антиправославные и антивосточные5. Общность взглядов большинства учёных заканчивается на, признании «взрывоопасности разделён-
1


Савицкий П.Н. Континент Евразия. М., 1997.

С.40.
г См., например, работы Э. Радяя, Г. Блока, Г. Рамши, В. Штелини, Р. Фюлопа Миллера и др.
3
См.: работы К. Чапинского, М. Здзеховского, С, Рагозина, В. Зеньковского, И. Славика, Г Радченко, Е. Юрчинова, В. Маркова, К. Римарич-Волынсхого, С.Кирин и др.
4
См.; работы Б.Мярского, М. Л. Слонима, Б. Шлецера, Д. Билиыовича, М.Д. Эрбиньи, П.М.
Бнциллн, Н. Фальковского к др.
' См.: работы Г.В. Вернадского, Н.Е, Маркова, Б, Каменеыкого, Э.Д. Хара-Давана, В,В.

Шульгина, А.А. Кизе-
вегтера и др.
ного мира», а их видение картины мира сильно различается: от взаимосвязанной целостности до мозаичного конгломерата отдельных государств; от плюралистического устройства новой дихотомии «Север - юр до другой - «Запад -не Запад»6.
В последнее десятилетие Россия пережила настоящий бум публикаций о русском зарубежье. Нет ни одного сколько-нибудь серьёзного издания, где этой теме не уделялось бы внимания. Большими тиражами начали переиздаваться труды наиболее известных эмигрантских авторов7.

Были изданы первые обобщающие статьи и книги о русском зарубежье, о формировавшихся в его среде идейно-политических течениях. Этот процесс нельзя считать завершённым. Хотя, надо заметить, что исследования, появившиеся после затянувшегося «романтического периода» первого узнавания, неизбежно сопровождающегося многими тенденциозными преувеличениями, начинают, по мнению российских учёных постепенно приобретать более серьёзный характер, отражающий новую стадию научного познания и научного изучения евразийства.

Можно утверждать, что исследовательская работа в этой области находится пока на «подготовительной» стадии. Сказывается чрезвычайная обширность поднимаемых вопросов, сложность проблематики, не позволяющие сформулировать оценку вклада евразийства в развитие политической традиции России и стран СНГ.



Содержание раздела