10
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх разделов, заключения, списка источников и использованной литературы.
II. Основное содержание диссертации
Во введении
раскрываются актуальность темы исследования, степень научной разработанности проблемы, объект, предмет, цель и задачи работы, обосновывается его научная новизна и практическая значимость, определяются методологические основы, хронологические рамки и источниковая база исследования.
В первом разделе - «Концепция евразийства: её исторические, философские и геополитические координаты» -автор отмечает, что судьба еврвзийцев, представителей одного из наиболее интересных и самобытных течений русской эмигрантской мысли начала XX века, оказалась сложной и драматичной. Евразийцы считали Россию страной евразийской с присущими только ей особыми нертами культуры и государственности. В политическом плане евразийство радикальным образом отличалось от других эмигрантских течений, имевших дореволюционное прошлое. Оставаясь противниками большевизма, идеологи евразийства открыто заявляли о признании происходивших в России и назревших социально-экономических преобразований и в отличие от большинства русских эмигрантов, продолжавших видеть будущее в реставрации.
Евразийцы связывали будущее возрождение России, прежде всего, с православием и надеялись не столько на хозяйственное перерождение большевизма, сколько на его идейное перерождение. Сформулированная ими геополитическая доктрина, претендовавшая на единственно верное истолкование русской национальной традиции, исходила из предпосылки об особом, уходящем корнями в разные культуры характере русской культуры, что, по их мнению, уже обеспечивало русской нации особую жизнеспособность по сравнению с упадочничеством Запада.
Для осмысления вклада евразийства в формирование внешнеполитического мышления современности важно учитывать то, что хотя оно и имеет длительную историю, никогда не было внутренне единым течением. Основанное талантливыми, но очень разными по научным интересам публицистами и учёными, евразийстгво представляло собой содружество людей, глядящих в разные стороны при общности чувств и настроений. Даже общее для евразийцев критическое отношение к Западу было весьма различно для каждого из них в отдельности.
В значительной степени интерес к евразийству со стороны эмигрантской общественности объяснялся обстановкой, в которой оказалась русская эмиграция, чувством растерянности, подавленности и разочарования в старых лозунгах, вождях и направлениях. Обострённое восприятие катастрофы вызывало у оторванных от «корней» эмигрантов потребность в новом, нетрадиционном объяснении того, что случилось с их родиной, пробуждало в них стремление обнаружить в истории России орудие и средство для её' национального возрождения. Евразийство, открыто призвавшее к покаянию и пересмотру всех старых идеологий, отвечало и этим настроениям, и этим требованиям.
Причина популярности евразийской доктрины заключалась в том, что, с одной стороны, в своих основных положениях евразийство воспроизводило старые споры о месте России в контексте мировой истории. С другой стороны, движение ставило и пыталось разрешить новый вопрос о роли революции 1917 г. в формировании новой российской государственности. Являясь своеобразной попыткой осмыслить случившееся, евразийство по-своему отвечало на вопрос: что есть Россия и кто мы, предлагало свою модель национального возрождения страны.
При всей своей противоречивости в нём было немало положительного и ценного.
Сегодня не вызывает сомнения, что Россию надо изучать как геополитическую величину, не только во времени, но и в пространстве. Именно в указании на необходимость и важность учёта геополитических условий России, как
12
исторически сложившейся державы, состояла особенность евразийской идеологии. И именно это позволило евразийцам создать свою историософскую концепцию, стремящуюся отразить сложность и своеобразие национально-государственной проблемы. Эта концепция, несомненно, открывала большие возможности для научного осмысления национального культурно-исторического процесса и особенностей формирования российской государственности.
Оригинальной чертой евразийства был акцент на азиатской компоненте России и связанная с этим критика взглядов на Россию как на европейскую державу.
Евразийцы были, безусловно, правы, когда, указывая на особенности геополитического положения России, существовавшей на стыке двух миров - Востока и Запада, последовательно настаивали на значимости Востока в истории России, ибо ни одна страна Европы не была так связана в экономическом, политическом и духовном отношении с Азией и со всем Востоком, как Россия. Автор считает спорной уже саму попытку резкого противопоставления евразийцами Запада и Востока. Своё отрицательное отношение к Западу евразийцы обосновывали множеством аргументов как традиционных, вытекающих из своеобразия исторических условий и ставших уже привычными для русской историософии в её критике западных форм культуры и политики, так и почерпнутых из современной им действительности. Справедливо указывалось на необходимость учёта таких характерных для России ценностей, как традиционное
общество, патерналистское государство, «соборное» и «вечевое» начала, уравнительные общинные традиции и др.
Оппоненты евразийства не случайно упрекали его идеологов в склонности к схематизму и некоторой заданностью выводов. Действительно, от их веры в безусловную связь культуры с «месторазвитием» веяло географическим детерминизмом. Даже общий анализ политического опыта российского зарубежья убеждает, насколько неуместны здесь схематизм и мифы.
С самого начала он отличался большим разнообразием, наличием различных, часто противоположных и противоборствующих тенденций, и никогда не был статичным. На развитие и эволюцию политической мысли российского зарубежья существенное влияние оказали как своеобразие состава эмиграции, перенесшей в зарубежье в миниатюре всю предреволюционную Россию с её политическими партиями и движениями, так и та обстановка, в которой происходило её формирование, и те настроения, которые эта обстановка порождала. Среди русских эмигрантов сильны были естественное тяготение к временам силы и славы России, реабилитация и идеологизация прошлого.
Одновременно усилились и получили распространение антидемократические настроения. В значительной мере они были обусловлены историческими потрясениями, происходящими в начале XX века, кризисными явлениями, которые переживали в западных странах традиционные и либерально-демократические политические институты.
Основной вывод идейных исканий евразийцев этого времени заключается в том, что им не удалось оправдать культурно-имманентными закономерностями тот глубинный социально-экономический, политический и духовный переворот, который произошёл в России после Октября. Но это лишь первая часть вывода. Вторая часть состоит в том, что евразийцами была представлена новая модель новоевропейского развития России.
Согласно ей Россия не представляла собой европейскую периферию, а являлась своеобразной магистралью евро-азиатского культурно-цивилизационного движения, способной разрешить кризис европейской идентичности.
Оппозиция Запад - Незапад начала ещё более размываться, когда к промышленно развитым странам причислили Южную Корею и другие новые азиатские индустриальные страны.
Аналитиками высказывается мысль, что в мироустройстве после холодной войны ведущая роль национальных государств или их группировок уходит в прошлое. Им на смену приходят новые «дирижёры»: транснациональные корпорации (ТНК) и транснациональные банки (ТНБ), которые контролируют мировую экономику и корректируют направление мирового общественного развития. При этом особенностью глобализации является то, что ТНК и ТНБ заинтересованы в создании в странах Незапада плацдармов для своего бизнеса, каналов, через которые можно перераспределять материальные и финансовые ресурсы.