В современном мире центр тяжести сместился в сторону многостороннего экономического сотрудничества. С точки зрения выработки норм, регулирующих торговую политику в международном праве, доказательством этому служит то, что подавляющее большинство стран мира (132) входит в универсальную многостороннюю систему торгово-политического регулирования ГАТТ/ВТО, 30 стран подали официальные заявки на вступление в нее, а ряд стран, не являющихся членами ГАТТ/ВТО применяют их в рамках уже упомянутых соглашений о партнерстве, и сотрудничестве, торговые разделы которых целиком построены на нормах ГАТТ.
Всемирная Торговая Организация (ВТО) “World Trade Organization” начала действовать с 1-го января 1995 года. Ее создание результат сложных и многоплановых международных торговых переговоров, в которых участвовало 125 государств. Переговоры, проводившиеся в рамках ГАТТ, получили название Уругвайский раунд (переговоры были открыты в городе Пунта-дель-Эсте, Уругвай, в сентябре 1986 года, почему и получили это название).
Эти переговоры установили своеобразный рекорд по своей продолжительности (сентябрь 1986 года декабрь 1993 года) и по широкому кругу вопросов, ставших предметом переговоров. Официально переговоры были завершены на совещании министров участвовавших стран в городе Марракеше 15 апреля 1994 года подписанием Заключительного акта, который открыл для подписания Соглашение об учреждении ВТО.
Всемирная Торговая Организация это организационный межгосударственный механизм, задача которого обеспечить реализацию правовых документов, появившихся в итоге Уругвайского раунда, создать базу для дальнейших переговоров в сфере международной торговли товарами и услугами.
Моделью, на основе которой создается ВТО, является ГАТТ, которое фактически на протяжении нескольких десятилетий 1948 1994 гг. выполняло функции международной торговой организации. В Соглашении о создании ВТО прямо сказано, что ВТО в своей деятельности будет руководствоваться решениями, процедурами и практикой ГАТТ. То же относится и к механизму принятия решений, и к структуре органов ВТО.
Секретариат ГАТТ стал именоваться “Секретариат ВТО”, а Генеральный директор ГАТТ Генеральным директором ВТО.
Основой правовой системы ВТО по-прежнему остается Генеральное Соглашение по Тарифам и Торговле. Достаточно сказать, что из основных 56 правовых документов, входящих в систему ВТО, примерно 50 это ГАТТ в его новой редакции 1994 года (ГАТТ-1994) и правовые документы, интерпретирующие, развивающие статьи ГАТТ или вводящие в его орбиту новые области. В течение 1995 года прежнее ГАТТ (его теперь называют ГАТТ-1947) и ВТО существовали параллельно. Затем страны-участницы ГАТТ вошли в ВТО, и ГАТТ окончательно стало составной частью ВТО.
Однако и здесь ГАТТ сохраняет во многом свою автономию и в правовом, и в организационно-процедурном плане.
ВТО во многом более жесткое по характеру создаваемых обязательств ГАТТ, дополненное рядом обязательств, и существующие параллельно с ним под эгидой ВТО Генеральное Соглашение по Торговле Услугами (ГАТС) и Соглашение по Торговым Аспектам Прав Интеллектуальной Собственности (ТРИПС).
Но одно направление уже определилось правовой комплекс, лежащий в основе ВТО, определяет те правовые условия, на основе которых мировая торговля товарами и услугами будет осуществляться в ближайшие годы. Правительства стран-участниц ВТО, взяв на себя жесткие обязательства, одновременно создают для своих экспортеров и импортеров, предпринимателей и потребителей более открытые, универсальные (с точки зрения охвата ими многих стран) и предсказуемые “правила движения” на мировом рынке товаров и услуг. Страны, находящиеся вне системы этих правил, окажутся на периферии мировой торговой системы и не смогут участвовать в намеченных на ближайшие годы новых многосторонних переговорах по ее развитию.
Цель настоящей работы изучить вопрос о новом международном учреждении ВТО, познакомить с ее структурой, механизмом принятия решений, уже определившимися направлениями ее деятельности. Поскольку, как это отмечалось выше, ГАТТ это основа ВТО и база многостороннего регулирования международной торговли товарами, значительная часть работы связана с анализом почти полувековой деятельности ГАТТ, включая новые направления его активности.
В промежутках между ними работала редакционная группа в Нью-Йорке (Лейк Саксесс, январь-февраль 1947 г.). В итоге этих заседаний был выработан проект Устава МТО, включивший раздел, позже ставший Генеральным Соглашением по Тарифам и Торговле.
Заседание подготовительного комитета в Женеве в 1947 году проходило по двум направлениям: одно разработка текста Устава МТО, другое переговоры о взаимном снижении таможенных тарифов. Эти переговоры по существу вылились в самостоятельную конференцию, завершившуюся 30 октября 1947 года принятием Заключительного акта. Заключительный акт учреждал ГАТТ в качестве временного соглашения, регулирующего торговые отношения на период до вступления в силу Устава МТО, и содержал протокол о временном применении Генерального Соглашения по Тарифам и Торговле, которое в это время включало те положения проекта Устава Международной Торговой Организации, которые регулировали вопросы внешнеторговой политики.
Генеральное Соглашение вошло в силу 1 января 1948 года после того, как восемь стран (Австралия, Бельгия, Франция, Люксембург, Голландия, Великобритания, США и Куба) первыми подписали протокол о его временном применении. Вслед за тем, до 30 июля 1948 года, еще пятнадцать стран (Новая Зеландия, Норвегия, ЮАР, Бразилия, Бирма, Шри-Ланка, Индия, Пакистан, Зимбабве, Ливан, Сирия, Чили, ЧССР, Китай и Гаити) подписали его, и общее число участников в ГАТТ достигло 23. Тем временем в Гаване (Куба) была созвана Конференция ООН по Торговле и Занятости (21.Х1.1947 г. 24.111.1948 г.), которая должна была рассмотреть проект Устава МТО и принять его.
Конференция завершилась принятием Заключительного акта, содержавшего так называемую Гаванскую Хартию Устав МТО. Гаванский устав включал в себя кроме положений, относящихся к вопросам торговой политики, вопросы, касавшиеся экономического развития, полной занятости, ограничительной деловой практики, капиталовложений, международных товарных соглашений, а также административно-правовые положения, определявшие статус МТО.
Поправки, изменения и дополнения, внесенные в ту часть Хартии, которая касалась вопросов торговой политики, были перенесены в текст ГАТТ. Это сделали сессии стран-участниц ГАТТ, первая из которых проходила в марте 1948 года в Гаване, а вторая осенью того же года в Женеве. Одновременно первая сессия стран-участниц ГАТТ приняла решение, что Временная комиссия, учрежденная Конференцией по Торговле и Занятости для подготовки создания МТО, будет выполнять функции Секретариата ГАТТ и в этом качестве обслуживать его.