1. См. Деятельность ГАТТ в 1987 г. Женева, `88. С. 68, 69.
Деятельность ГАТТ в 1990 г. Женева, `91. С. 64
2. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВТО
ВТО родилась на основе хрупкого компромисса в последние недели Уругвайского раунда. В предшествовавших документах: Декларации Пунта-дель-Эсте (сентябрь 1986 года), открывшей Раунд; в решениях так называемого среднесрочного обзора на уровне министров (1988 год), в первом предварительном проекте Заключительного акта Раунда, представленного в Брюсселе Конференции Министров (декабрь 1990 года), не предусматривалось, что Раунд завершится трансформацией ГАТТ в полноправное, новое международное учреждение ВТО.
Однако на неофициальном уровне переговоры о создании организационного механизма в рамках ГАТТ велись с конца 1988 года. ЕС 9 июля 1990 года официально представил Группе, где обсуждались проблемы организационного укрепления ГАТТ, предложение о создании Международной Торговой Организации. Примерно в это же время Швейцария предложила преобразовать межправительственные органы ГАТТ в международную организацию и рассматривать ее как недостающее звено Бреттон-Вудской экономической системы.
США предложили 18 октября 1990 года создать Совет управляющих ГАТТ, который обладал бы широкими организационными функциями и нес основную ответственность за подготовку и создание в будущем организации-преемника ГАТТ.
В проекте Заключительного акта переговоров, который был предан гласности в декабре 1991 года, содержалось предложение о создании Международной Торговой Организации, однако многочисленные квадратные скобки почти по всем основным положениям проекта указывали на серьезные разногласия между его участниками и говорили о том, что вопрос этот остался нерешенным.
В 1992 и 1993 годах работа над проектом соглашения о создании ВТО продолжалась в неофициальном порядке буквально до последней предельной даты завершения Раунда, которая была установлена на 15 декабря 1993 года. Что же касается названия новой организации, то оно появилось в последние минуты перед официальным подписанием
Заключительного акта переговоров: когда слово “Международная” (International) была замена на слово “Всемирная” (World).
15 апреля 1994 года в городе Марракеше официальный документ о завершении переговоров Заключительный акт, был подписан министрами 111 государств, из них 104 подписали Соглашение об учреждении Всемирной Торговой Организации ВТО.
Соглашение о ВТО и входящие в него договоренности предусматривают, что страны-члены ВТО должны были провести взаимные переговоры о снижении барьеров в торговле товарами и услугами. Перечни этих обязательств также входят в качестве составной части в общий пакет договоренностей. Они составляют несколько десятков объемных томов и носят сугубо конкретный характер.
Контуры пакета договоренностей Уругвайского раунда в самом общем виде могут быть очерчены перечнем документов, приложенных к Заключительному акту и составляющих его содержание. Одновременно этот перечень дает представление о своеобразной “архитектуре” пакета договоренностей, родившейся в итоге сложного компромисса, достигнутого буквально в последние дни и даже часы переговоров. Перечень дается в том виде, в котором пакет документов был представлен 15 апреля 1994 года Совещанию министров в городе Марракеше и затем передан странам-участницам переговоров для принятия.
Центральное место в пакете соглашений занимают следующие группы документов.
Соглашение об учреждении ВТО, включающее три главных правовых документа:
Соглашения, создающие новую редакцию ГАТТ как часть ВТО (ГАТТ-1994) и интегрирующие в это новое ГАТТ ряд договоренностей и соглашений (часть из которых имелась ранее, но в новой редакции);
Генеральное Соглашение по Торговле Услугами (ГАТС), которое является второй составной частью ВТО;
Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности третья составная часть ВТО.
Страна, становящаяся членом ВТО, должна взять на себя обязательства всех договоренностей, входящих в этот пакет. Особым статусом обладают только четыре соглашения (Соглашение о торговле гражданской авиатехникой, Соглашение о правительственных закупках, Международное соглашение по молочным продуктам, Договоренность по говядине), обязательства по которым действительны только в отношении стран, их подписавших.
Вопрос | Существо соглашения или договоренности |
1 | 2 |
Торговые барьеры Таможенные тарифы | Протокол к ГАТТ1994 предполагает снижение среднего уровня таможенных пошлин на промышленные товары на 38% в течение 5 лет, упразднение пошлин по 11 группам товаров 2, увеличение доли связанных пошлин 3 до 97% в промышленно развитых странах и до 91% в развивающихся странах. Однако, по имеющимся оценкам, после реализации тарифных договоренностей от 30 до 50% всех ставок пошлин в США, ЕС, Японии и Канаде будут иметь высоту 5% и выше и только от 37 до 48% всех ввозимых товаров не будут облагаться пошлиной. Максимальные ставки на отдельные товары в этих странах будут достигать 70-120%. Иначе говоря, сохраняется довольно высокий тарифный протекционизм и после Уругвайского раунда (УР). |
Нетарифные меры (НТМ) | Договоренность об отказе от применения НТМ так называемой “серой зоны” (меры, нерегулируемые ГАТТ, в их числе “добровольные” ограничения экспорта, соглашения об упорядочении сбыта). Более жесткое применение положений статьи XI ГАТТ, новый кодекс по правилам импортного лицензирования. Пересчет нетарифных мер, применяемых в сельскохозяйственной торговле, в так называемый “тарифный эквивалент”4 и их сокращение в течение 6 лет на 36%. Характерно, что тарифные эквиваленты в США, ЕС, Японии и Канаде составляют 450, 280, 552 и 171 процент соответственно. В целом, договоренности Уругвайского раунда не предусматривают снижение конкретных нетарифных мер на основе тарифных позиций, как в случае ставок пошлин 5, а устанавливают более жесткие правила в отношении нетарифных мер. Внимательное изучение правил и положений новых Соглашений и уже применяемых положений и прецедентов ГАТТ говорит о том, что многие нетарифные ограничения сохранили право на жизнь. |
Торговые барьеры по отдельным группам товаров | |
Товары, производимые на основе природных ресурсов | Снижение пошлин и увеличение доли связанных пошлин. Доля необлагаемого импорта по этой группе товаров составляет в США, ЕС, Японии и Канаде около 60% товарных позиций. |
Тропические товары | Снижение максимальных тарифных ставок и увеличение доли связанных тарифов в Канаде, ЕС, Японии и США составит 74, 50, 40, 73% по сельхозпродуктам и 13, 57, 78, 53% по сырьевым товарам соответственно. |
Текстильные изделия и одежда | Соглашения по текстилю и одежде. Постепенная, в четыре этапа (растянутых на 10 лет) отмена Соглашения по изделиям из различных видов волокон (Multi-Fiber Arrangement-MFA) и применение на этом участке положений и дисциплины ГАТТ. Ограничения, действующие в рамках MFA, должны быть полностью отменены к концу этого срока. Однако средние ставки пошлин на эти товары останутся высокими. В Канаде, ЕС, США и Японии средний размер пошлин составит 9,4; 7,8; 14,9 процентов при очень высоких ставках пошлин на отдельные товары. При этом импортные квоты не должны больше использовать в торговле текстильными товарами. |
Продолжение табл. 2 | |
1 | 2 |
Сельско - хозяйственные товары | Соглашение по сельскому хозяйству направлено на то, чтобы распространить на этот участок мировой торговли действие основных положений ГАТТ. Соглашение предусматривает перевод всех мер, ограничивающих импорт с/х товаров, в тарифный эквивалент по специально разработанной методике и постепенное снижение тарифов в среднем на 36% за 6 лет. Второй элемент соглашения снижение прямой государственной внутренней поддержки сельского хозяйства. За 1995-2000 годы государственная поддержка с/х в США, ЕС, Японии и Канаде должна снизиться со 143 млрд. долл. до 117 млрд. долларов. Для расчета этого процесса используется сложная методология перевода всех форм поддержки в так называемый агрегированный показатель поддержки (АПП). Экспортные субсидии должны быть сокращены за 6 лет на 36% в расчете на бюджетные ассигнования и на 21% в расчете на количество субсидируемого экспорта. Другими словами, реализация соглашения по сельскому хозяйству сохраняет довольно высокий уровень аграрного протекционизма, особенно по с/х продуктам умеренной зоны, и обеспечивает сохранение высокого уровня внутренней государственной поддержки сельского хозяйства. |
Укрепление и развитие системы ГАТТ - 1994 | Соглашение о создании ВТО включает ГАТТ в качестве главной составной части правовой основы, регулирующей международную торговлю товарами в рамках новой торговой организации. Одновременно соглашения и договоренности УР существенно укрепляют ГАТТ. Соглашения о защитных мерах, субсидиях и компенсационных пошлинах, антидемпинге и другие соглашения, которые развивают положения ГАТТ. Эти и другие соглашения становятся интегральной частью ГАТТ. Вместе с рядом иных договоренностей они создают новый ГАТТ-1994, отличное в правовом отношении от прежнего ГАТТ, получившего название ГАТТ-1947. Важное отличие ГАТТ-1994 от ГАТТ-1947 заключается в том, что страны, принимающие обязательства ГАТТ-1994, должны привести свое национальное законодательство, регулирующее внешнюю торговлю, в полное соответствие с ГАТТ-1994 (ГАТТ-1947 требовало сблизить его в максимально возможной степени). |
Субсидии и компенсационные пошлины | Соглашение о субсидиях и компенсационных мерах становится интегральной составной частью ГАТТ. Содержит определение термина “субсидия”, достигнутое консенсусом. Соглашение определяет те виды субсидий, которые должны быть запрещены (экспортные субсидии и субсидии для национальных товаров, защищающие их на национальных рынках); субсидии, которые разрешены или могут быть применены при условии, что они не нарушают торговые интересы других стран. Это соглашение содержит специальное положение для стран переходного периода. |
Применение статьи VI ГАТТ (Антидемпинговый кодекс) | Уточнение процедур расчета размера демпинга и укрепление процедур антидемпинговых мер, установление факта ущерба от демпинга и механизма урегулирования споров, введение понятия минимальный ущерб, при котором антидемпинговые меры не будут применяться. Соглашение предусматривает автоматическую отмену антидемпинговой пошлины в течение 5 лет с момента ее введения. |
Правила происхождения товаров | Соглашение, обязывающее страны-участницы гармонизировать национальные правила происхождения товаров и применять их таким образом, чтобы не создавать дополнительных препятствий для международной торговли. |
Санитарные и фитосанитарные меры | Соглашение признает право вводить эти меры, но требует гармонизации подобных национальных мер, применения их на недискриминационной основе (национальный режим) и осуществления таким путем, чтобы они не создавали дополнительных препятствий для международной торговли. |
Технические барьеры в торговле | Новая, более четкая редакция Соглашения о технических барьерах в торговле 1979 года. |
Торговые аспекты инвестиционной политики | Соглашение, запрещающее применение мер инвестиционной политики, противоречащих статье III ГАТТ (национальный режим) и статье XI. Соглашение содержит примерный, открытый перечень подобных мер. |
Продолжение табл. 2 | |
1 | 2 |
Защитные меры | Соглашение устанавливает порядок введения защитных мер на основании статьи XIX ГАТТ, определяет временные рамки применения этих мер (не более 8 лет), запрещает применение защитных мер, не регулируемых правилами ГАТТ (меры серой зоны) и требует их устранения в течение 4-х лет. |
Новые вопросы: Международная торговля услугами | Генеральное Соглашение по Торговле Услугами (ГАТС) самостоятельное соглашение, создающее многосторонний механизм, определяющий правила международной торговли услугами. Содержит три части. В первой излагаются определения торговли и поставки услуг и определяется, что сфера действия соглашения распространяется как на трансграничное движение услуг, так и на их поставки и потребление в рамках национальных территорий стран-участниц. Кроме того, соглашение определяет принципы использования национального режима и режима наибольшего благоприятствования в сфере торговли услугами. Вторая и третья части соглашения приложения о специальном статусе отдельных видов услуг и списки первоначальных взаимных уступок по доступу на рынки услуг. |
Торговые аспекты прав интеллектуальной собственности | Соглашение по этой группе вопросов самостоятельное соглашение, входящее в правовую систему ВТО. Соглашение ТРИПС устанавливает правила применения национального режима и режима НБ. В соглашении также содержатся конкретные положения в отношении авторских прав, торговых знаков, географических указаний, промышленных образцов, топологии интегральных схем, торговых секретов, “ноу-хау”. Положения соглашения определяют меры, которые должны предпринять таможенные органы для предотвращения ввоза товаров с поддельными товарными знаками и самих поддельных товаров. |
Новый институционный механизм: Всемирная Торговая Организация (ВТО) | Соглашение о создании ВТО (создает единый институционный и организационный механизм для реализации всех соглашений и договоренностей УР). Соглашение определяет главные функции ВТО, устанавливает ее межгосударственные органы. ВТО в своей деятельности будет применять практику ГАТТ, решения, процедуры и методы принятия решения, установившиеся в ГАТТ. ВТО не будет применять каких-либо действий или санкций в отношении стран, нарушающих соглашение (ГАТТ1994, ГАТС или ТРИПС), но может разрешать пострадавшим странам не применять режим наибольшего благоприятствования к нарушителям. Членом ВТО может стать страна, присоединившаяся ко всем соглашениям и договоренностям УР '. В рамках ВТО действуют общие для всех соглашения, единая система урегулирования ВТО споров и механизм обзора торговой политики отдельных стран-участниц. |