Снижение тарифов и разработка Антидемпингового кодекса


Группа экспертов пришла к выводу, что названные выше сборы США противоречат положениям ГАТТ и обязательствам США по этим статьям. Этот вывод был принят Советом ГАТТ в феврале 1988 года. США согласились с этим решением и сообщили, что соответствующие поправки к принятому бюджетному закону США будут направлены в Конгресс США.

В октябре 1990 года представитель США проинформировал Совет ГАТТ о том, что новый закон США (Закон 1990 года о таможне и торговле) содержал положение, приводившее этот таможенный сбор США в соответствие с правилами ГАТТ (1).
В рамках ВТО создан специальный Орган по разрешению споров. Предполагается, что эти функции будут выполнять Генеральный совет, причем он будет проводить специальные заседания в качестве Органа по разрешению споров. В принципе процедурные вопросы в этой области будут базироваться на описанной выше практике и нормах ГАТТ.
Механизм разрешения споров в определенной степени может рассматриваться как форма давления на страну, не выполняющую свои обязательства, давления, заставляющего эти обязательства выполнять. ВТО, не меняя показанную выше процедуру разрешения споров, вместе с тем вносит ряд новых важных моментов в функционирование всей этой системы. Прежде всего, в ВТО произошла своеобразная интеграция механизмов разрешения споров, предусмотренных в ГАТТ, ГАТС, в кодексах ГАТТ, в один общий механизм Орган по разрешению споров. При этом доклад и рекомендации группы экспертов могут быть до передачи в Орган по разрешению споров обжалованы в апелляционный совет. Вслед за этим доклад и рекомендации передаются в Орган по разрешению споров.

Дальнейшая процедура это рекомендация привести меру или меры, нарушающие положения ВТО, в соответствие с действующими нормами. Если это не будет сделано, то другая сторона получает право ввести меры, компенсирующие причиненный ей ущерб, или приостановить действия какого-либо обязательства в отношении нарушившей ее права страны.
В течение всей своей истории важнейшей функцией ГАТТ была организация Многосторонних торговых переговоров. Начальные раунды были посвящены в основном снижению таможенных тарифов. На более поздних этапах центр тяжести переговоров стал смещаться в области нетарифных мер в сторону создания новых принципов и правил функционирования международной торговой системы. В 70-е, 80-е и 90-е годы на переговорных конференциях в рамках ГАТТ обсуждались вопросы, оказывающие заметное влияние на формирование торгово-политического климата в международной торговле. Многосторонние торговые переговоры (1973-1979 гг.), известные как “Токио-раунд”, заметно активизировали такое важное направление деятельности ГАТТ, как разработка новых принципов, правил и правовых норм международной торговли.

Дальнейшее развитие это направление получило в ходе Уругвайского раунда МТП.
За время существования ГАТТ было проведено семь переговорных конференций. Восьмая конференция Уругвайский раунд трансформировала ГАТТ в ВТО. Вот как выглядит эта сторона деятельности ГАТТ (см. таблицу 1).
Переговорные конференции в рамках ГАТТ Таблица 1






































































































Место открытия и проведения

Период времени

Число участвующих стран

Главные направления

Название раунда переговоров

1

2

3

4

5

6

1

Женева (Швейцария)

1947

23

Снижение тарифов

Женевская конференция 1947 г.

2

Аннеси (Франция)

1949

13

--- “ ---

Конференция в Анесси

3

Торки (Англия)

1950

38

--- “ ---

Конференция в Торки

4

Женева (Швейцария)

1956

26

--- “ ---

Женевская конференция 1956 г.









Продолжение табл. 1

1

2

3

4

5

6

5

Женева (Швейцария)

1960 1961

26

--- “ ---

Диллон-раунд

6

Женева (Швейцария)

1964 1967

62

Снижение тарифов и разработка Антидемпингового кодекса

Кеннеди-раунд

7

Токио, работа проходила в Женеве (Швейцария)

1973 1979

102

Снижение тарифов и разработка целого ряда договоренностей и кодексов

Токио-раунд

8

Пунто-дель-Эсте (Уругвай). Работа конференции проходила в Швейцарии

1986 1994

125

Снижение таможенных барьеров, разработка соглашений по нетарифным барьерам, совершенствование системы ГАТТ, торговля услугами, создание ВТО

Уругвайский раунд



Теперь организация и обслуживание многосторонних переговоров это одна из функций ВТО, однако, как можно предполагать, исполнение этой функции будет базироваться на сложившейся в ГАТТ практике.


В ходе организации Переговорных конференций постепенно был отработан организационный механизм их проведения, существенно расширивший возможности ГАТТ по их организации и проведению. В самом Генеральном Соглашении это направление деятельности Договаривающихся Сторон первоначально было регламентировано очень слабо.
Участники переговоров сами определяли процедурные вопросы, организацию переговорных конференций и круг возможных участников. Например, начало многосторонним переговорам Токио-раунда (1973-1979 гг.) было положено совещанием на уровне министров, проходившем 12-14 сентября 1973г. в Токио, под председательством министра иностранных дел Японии. Совещание было подготовлено Подготовительным комитетом, созданным в рамках ГАТТ, однако само совещание носило открытый характер, а круг участников совещания вышел за рамки стран-участниц ГАТТ. Принятый совещанием документ “Токийская декларация” явился правовой основой, своеобразной “конструкцией” переговоров. Для руководства переговорами был создан Подготовительный комитет.

А сами переговоры были открыты для всех стран. Подобным же образом ранее были открыты и начаты многосторонние переговоры “Кеннеди-раунд” (1964-1967 гг.). В совещании на уровне министров, проходившем 16-21 мая 1963 года, принимали участие представители стран-участниц ГАТТ и стран, имевших статус наблюдателя в ГАТТ.
Уругвайскому раунду также предшествовало совещание на уровне министров, открывшее два параллельных раунда: переговоры по торговле товарами и переговоры по торговле услугами. Правовой основой переговоров стала Министерская декларация, принятая всеми участниками переговоров, которая и стала политической платформой переговоров.
В переговорах Кеннеди-раунда, Токийского раунда и Уругвайского раунда был принят так называемый пакетный метод ведения переговоров, при котором итоги переговоров оформляются в виде пакета взаимосвязанных между собой договоренностей, в силу чего отдельные участники переговоров могут взять на себя больший объем обязательств (или получить больший объем уступок) по одним документам пакета и меньший по другим, сохранив в целом равновесие (баланс) уступок и обязательств по всему пакету договоренностей.
Результаты переговоров инкорпорируются в ГАТТ решением Договаривающихся Сторон.
С 1 января 1995 года переговорная функция ГАТТ перешла к ВТО. Статья III, пункт 2 Соглашения об учреждении ВТО говорит о том, что одна из ее функций обеспечение условий для дальнейших переговоров по вопросам, входящим в круг ведения ВТО.
Войдя в состав ВТО, ГАТТ во многом сохраняет и свою автономность, поскольку Совет по торговле товарами - это орган, где по-прежнему будут дискутироваться основные вопросы и проблемы, приниматься решения и предложения, адресованные Генеральному Совету ВТО, входящие в сферу компетенции ГАТТ.
Однако в итоге Уругвайского раунда ГАТТ изменилось. Это отмечено в соглашении об учреждении ВТО, где ГАТТ, действовавшее в период 1948-1993 гг., именуется “ГАТТ-1947”, а Генеральное Соглашение по Тарифам и Торговле, вошедшее в состав ВТО, получило название “ГАТТ-1994”. При этом отмечается, что ГАТТ-1994 и ГАТТ-1947 это разные в правовом плане документы.
Приведенная ниже схема 1 дает общее представление о структуре ГАТТ-1947 и ГАТТ-1994.
Генеральное Соглашение по Тарифам и Торговле 1994 года определяется в статье 11 (параграф 4) Соглашения о ВТО как Генеральное соглашение в правовом плане, отличающееся от ГАТТ-1947. Его главная особенность консолидированный характер действующего Генерального Соглашения и других многочисленных соглашений и договоренностей, достигнутых ранее (1979 год) и в ходе Уругвайского раунда. Участники ГАТТ-1994 принимают на себя весь комплекс содержащихся в этом консолидированном документе обязательств.
Соглашения 1979 года входят в новый ГАТТ в модернизированном виде. Они стали более четкими, простыми и однозначными в формулировках прав и обязанностей. Кроме того, из них изъяты положения, придававшие им автономность и превращавшие их в своего рода “мини-ГАТТы”.

Теперь они становятся полноправной частью ГАТТ-1994.
Есть и еще ряд изменений, которые внесли в ГАТТ-1947 соглашения Уругвайского раунда. Это касается многих процедурных моментов. Механизм принятия решений одно из них. Выше уже указывалось, что решение принимается консенсусом и только в случае невозможности достижения консенсуса голосованием.

Такая четкая кодификация этого правила в ГАТТ отсутствовала, хотя и подразумевалась. От ГАТТ к ВТО переходит функция разрешения споров и конфликтных ситуаций, функция организации многосторонних переговоров и многое другое.
Предстоящие годы, очевидно, внесут более четкое разграничение между ГАТТ и ВТО в целом (ВТО как система правовых соглашений). Однако уже сказанное подтверждает одно из положений ВТО, говорящее о серьезных правовых различиях ГАТТ-1947 и ГАТТ-1994. Поэтому во всех правовых и практических случаях, могущих возникнуть у экспортеров и импортеров России, связанных с разбирательством, опирающимся на ГАТТ, необходимо использовать ГАТТ-1994 в том виде, в котором его контуры были очерчены выше.

Вместе с тем, ГАТТ в виде комплекса его основных правовых положений, концептуальных основ, сложившейся системы толкований и прецедентов остается главной опорой международной торговой системы.



Содержание раздела