3.6. Правовые формы информационного обеспечения предпринимательской деятельности
Предпосылкой эффективной предпринимательской деятельности являются маркетинговые исследования. Они предполагают сбор, обработку, анализ и систематизацию рыночной информации, необходимой для обеспечения предпринимательской деятельности и предназначены для решения конкретных задач, стоящих перед компаниями.
Информация как объект маркетинговых исследований с правовых позиций характеризуется некоторыми особенностями.
Во-первых, информация есть нематериальное и непотребляемое благо, которое подвержено не материальному, а моральному износу. Как отмечалось, Федеральный закон Об информации, информатизации и защите информации вводит понятие документированная информация - документ, зафиксированный на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. То есть речь идет об овеществлении информации путем закрепления ее на материальном носителе. В результате такого документирования
информация может быть представлена в виде книги, статьи в журнале, банка данных в ЭВМ или на бумажном, машиночитаемом и ином носителе. Лишь будучи воплощенной в материальную форму информация может быть включена в научно-технический и предпринимательский оборот.
Во-вторых, установлены возможность неограниченного тиражирования информации и отсутствие монополии на информацию, кроме случаев, прямо оговоренных в Законе.
В-третьих, информация, представляющая результат творческой деятельности, является объектом интеллектуальной собственности. Это авторские произведения, ноу-хау, изобретения и т.д., на которые существует совокупность исключительных прав. Такие объекты регулируются специальным законодательством.
При этом правовому регулированию подвергается не сам процесс творчества, а создание организационных, имущественных и иных основ творческой деятельности.
В-четвертых, существует позиция, согласно которой информацию можно рассматривать одновременно как нематериальный объект и как овеществленный предмет, что позволяет вести гражданско-правовую защиту документированной информации не только с помощью института интеллектуальной собственности, но и института вещной собственности. Такую двойственную правовую природу информации, рассматриваемую некоторыми специалистами, необходимо иметь в виду при защите прав на информацию граждан и юридических лиц.
Юридическое оформление процесса получения, использования, охраны и распространения информации требует заключения определенных видов договоров.
Правовыми формами информационного обеспечения предпринимательской деятельности выступают:
1)договор на проведение маркетинговых исследований;
Однако далеко не каждый хозяйствующий субъект может себе позволить создание и содержание маркетинговых подразделений. Особенно это касается предприятий малого и среднего бизнеса. Для получения маркетинговой информации
им приходится обращаться в специализированные фирмы, которые на договорной основе проводят маркетинговые исследования для заинтересованных заказчиков.
Нетрудно заметить, что ни в ГК РФ, ни в других нормативных правовых актах не содержится специальных норм, регулирующих договорные отношения, связанные с проведением маркетинговых исследований. Более того, современное отечественное гражданское законодательство даже не упоминает таких важнейших понятий в условиях рыночной экономики, как маркетинг, маркетинговые исследования, маркетинговые обязательства. В то же время в условиях практически полного отсутствия специального нормативного регулирования договор становится главным средством организации отношений между предприятием и специализированной фирмой по поводу проведения ею маркетинговых исследований.
Вместе с тем приходится констатировать, что отсутствие четкой правовой регламентации маркетинговых исследований и сложившейся практики составления договоров на проведение маркетинговых исследований создает для контрагентов значительные трудности при заключении и исполнении подобных договоров.
Надо сказать, что некоторые отечественные фирмы, занимающиеся оказанием маркетинговых и консалтинговых услуг, проводят маркетинговые исследования рынка и предоставляют за соответствующую плату их результаты в виде готовых баз данных заинтересованным пользователям. Целью этого является осведомление пользователя базы данных о происходящих на рынке процессах в интересующих его областях, в связи с чем отношения, возникающие при передаче базы данных, содержащей маркетинговую информацию, оформляются договором об оказании информационных услуг.
Между тем отношения, складывающиеся между заказчиком и специализированной организацией по поводу проведения последней маркетинговых исследований по заданию заказчика, не укладываются в участок отношений, связанных с возмездным оказанием
услуг, а предполагают комплексную договорную конструкцию, для уяснения которой необходимо прежде всего определить и проанализировать существенные для таких исследований моменты, которые отражают специфику взаимоотношений сторон в данной сфере.
Задачей маркетолога является не просто обработка полученной информации для передачи заказчику в систематизированном виде. Информация как первичная, так и вторичная является лишь основой исследования, результатом которого становятся выводы и рекомендации, необходимые заказчику для принятия управленческих решений. Поэтому работа маркетолога всегда представляет собой определенное исследование, осуществляемое исходя из задания заказчика, конечной целью которого являются четкие заключения по исследуемому кругу вопросов.
Конечно, и сами выводы тоже могут рассматриваться как информация, однако это уже информация другого порядка, чем исходные сведения.
Понятие маркетинговой информации как раз и включает в себя как исходные первичные и вторичные данные, так и продукт их исследовательской переработки. Именно маркетинговая информация является объектом отношений, возникающих в связи с проведением специализированными фирмами маркетинговых исследований по заданию заказчика. Маркетинговая информация в конечном счете предстает в объективированной форме в виде отчета о проведенном исследовании и обладает свойствами нематериального объекта, зафиксированного на материальном носителе, но не сводится к нему.
Тем самым маркетинговые исследования корреспондируются с научно-исследовательскими, опытно-конструкторскими, технологическими и проектно-изыскательскими видами работ.
Целью заказчика маркетинговых исследований является получение и дальнейшая практическая реализация рекомендаций маркетологов, связанных с разрешением проблемных ситуаций, как уже известных, так и выявленных в процессе маркетинговых исследований и мероприятий. Ориентация маркетинговых исследований на решение определенных задач обусловливает их прикладной характер. Конечной целью маркетинговых исследований является получение заказчиком экономического эффекта в предпринимательской деятельности как результата применения маркетинговых исследований.
Таким образом, главным назначением маркетинговых исследований по заданию заказчика можно считать внедрение результатов исследований и рекомендаций маркетологов в хозяйственную практику заказчика и на базе этого получение экономической выгоды.
Сказанное позволяет отграничить обязательства по проведению маркетинговых исследований от обязательств по передаче
информации, ибо целью последних является доведение до сведения заказчика своевременной, полной, точной и достоверной информации. Что касается экономической выгоды в данном случае, то она достигается прежде всего за счет экономии пользователем информации времени и средств на ее получение.
Для юридического оформления отношений, связанных с проведением маркетинговых исследований, немаловажное значение имеют определение и анализ самих работ, производимых специализированной фирмой по заданию заказчика, ибо маркетинговые исследования представляют собой не просто механический сбор, обработку, классификацию и систематизацию информации по интересующим заказчика проблемам, а базируются на применении специфических средств и приемов, в том числе широкого арсенала научных методов, включая эксперимент, методы наблюдения, экспертных оценок, экстраполяции трендов, относительных и средних величин, методов экономико-математического моделирования (например, корреляционно-регрессионного анализа, логистической функции) и др.