Исходя из субъектного состава и целей приобретения периодических печатных изданий по подписке можно выделить две группы договоров, отличающихся своей спецификой:
В качестве примера договора о подписке на периодические печатные издания, приобретаемые предпринимателями для информационного обеспечения хозяйственной и иной деятельности и (или) для коммерческого использования, рассмотрим приблизительное содержание договора о подписке на издания, распространяемые информационными агентствами.
Обычно стороны по рассматриваемому договору именуются как агентство и подписчик. Агентство предоставляет подписчику обусловленное в договоре информационное издание. В договор подписки может быть включено условие доставки издания подписчику, например по электронной почте.
Важным условием указанного договора является порядок использования подписчиком изданий, выдаваемых агентством. Обычно
агентство предоставляет издание исключительно для информирования самого подписчика. При этом подписчик обязуется не размножать материалы изданий любым способом, а также не продавать, не поставлять, не обменивать и не передавать каким-либо иным способом сами материалы (включая размещение в компьютерной сети Internet и др.) частично или полностью, а также интерпретацию их текста или его смыслового значения через своих сотрудников либо третьих лиц или из своего офиса другим средствам массовой информации, любым физическим и юридическим лицам, не использовать материалы издания полностью или частично для создания баз данных или архивов и не содержать их на своих носителях информации, как правило, более четырнадцати дней. Таковы общие правила использования подписных изданий, устанавливаемые большинством российских и зарубежных информационных агентств.
Исключения из этих условий могут письменно оговариваться с агентством, включая, например, право подписчика использовать издание для информирования руководителей и сотрудников компании или применять материалы издания для информационных теле-или радиопрограмм. При этом если агентство письменно предоставляет подписчику право на распространение или иное использование издания вовне либо отдельных сообщений, содержащихся в нем, то подписчик обязан в соответствии с Законом РФ О средствах массовой информации и договором в каждом таком случае ссылаться на агентство как первоисточник сообщений. Подписчик также должен обязать всех физических и юридических лиц, которым он, с разрешения агентства, предоставляет издание, ссылаться на агентство как его первоисточник.
В некоторых случаях, например в день проведения выборов, информация о динамике голосования не может быть обнародована до момента их окончания, поэтому в договор о подписке на информационную продукцию необходимо включать условие о сообщениях с Эмбарго (Запрет). Согласно данному условию подписчик лишается права передавать кому бы то ни было в устной или письменной форме информацию, содержащуюся в сообщениях агентства, изложение которой предваряется либо заканчивается пометкой Эмбарго. Если Эмбарго содержит условия его действия, т.е. обстоятельства (указание на определенное событие, дату, время), наступление которых прекращает действие Эмбарго, то подписчик должен принять обязательство неукоснительно и точно выполнять условия Эмбарго. В случае если какое-либо сообщение общества отменено или исправлено им (killed, eliminated, witheld), подписчик обычно обязывается по договору немедленно уничтожить
ранее полученное сообщение и предупредить всех лиц, которые были o нем осведомлены.
Кроме того, по суду с нарушителя могут быть взысканы убытки, понесенные агентством в связи с нарушением.
Платежные условия договора могут оформляться отдельным соглашением о стоимости подписки, прилагаемым к договору. В последнее время по рассматриваемым договорам, как правило, применяется 100-ная предоплата подписки на определенный срок. Издания начинают предоставляться подписчику после поступления платежа за подписку на счет общества.
В соглашении обычно определяется размер ежемесячной платы за подписку на издание агентства с учетом способа его доставки. С 1 января 2002 г. согласно Федеральному закону от 28 декабря 2001 г.
179-ФЗ О внесении изменений и дополнений в статьи 149 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации1 при реализации периодических печатных изданий через подписку применяется 10-ная ставка НДС.
Поскольку количество сообщений в издании, качество сервиса, средства доставки могут меняться, в соглашении о стоимости подписки стороны могут предусмотреть право агентства в таких случаях в одностороннем порядке пересматривать размер стоимости подписки на издание. При этом в соглашении следует указать обязанность агентства проинформировать подписчика об изменении стоимости подписки в определенный срок, а также право подписчика отказаться от подписки на издание, на которое изменена цена, с обязанностью подписчика уведомить в письменном виде агентство об этом в определенный срок, исчисляемый с момента получения уведомления об изменении цены. Отсутствие отказа означает принятие подписчиком новой стоимости подписки на издание.
Основной функцией информационных агентств, в отличие от других СМИ, является оперативное информирование государства и широкой общественности о событиях, происходящих в России и за рубежом, т.е. предоставление подписчикам быстрой информации. Поэтому в договоре или соглашении о стоимости подписки можно заложить ответственность агентства за задержку информации. Например, агентство может гарантировать возмещение платы за подписку в случае просрочки предоставления издания по его вине, скажем, более чем на 24 часа из расчета дневной платы за подписку за каждый полный день неполучения изданий.
В отношении подписчика важно прописать условие о том, что последний не вправе претендовать на возмещение платы за подписку в случае неполучения изданий по его вине.
Традиционным в данной области является и условие о том, что в случае явной возможности неполучения подписчиком издания по не зависящим от него обстоятельствам, подписчик вправе потребовать отмены платы за подписку на срок действия указанных обстоятельств. На такой случай необходимо предусмотреть срок уведомления подписчиком агентства о данном требовании.
Одним из главных субъектов предпринимательских отношений является потребитель, в том числе потребитель информационной продукции. Средством распространения рекламной и других видов информации хозяйствующими субъектами являются периодические печатные издания, распространяемые потребителям по подписке. В
этой связи рассмотрим особенности реализации периодических печатных изданий по подписке гражданам-подписчикам(далее - подписчики).
Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2001 г. 759 утверждены Правила распространения периодических печатных изданий по подписке1, разработанные в соответствии с Законом РФ О защите прав потребителей и регулирующие отношения между подписчиками и редакциями, издателями, распространителями, вытекающие из договора подписки на периодические печатные издания. Контроль за соблюдением данных правил осуществляют Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России)2, его территориальные органы, а также другие федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции.