Очевидно, что, как и для любого гражданско-правового договора, предмет договора на проведение маркетинговых исследований является его существенным условием на основании ч. 2 п. 1 ст. 432 ГК РФ.
В то же время следует отметить, что, с одной стороны, заказчика интересуют не столько сами исследования, сколько их результат, так как конечной целью договора является внедрение полученных результатов в предпринимательскую деятельность. С другой стороны, важность точного и квалифицированного проведения маркетинговых исследований, учитывая достаточно высокую их стоимость, предполагает целесообразность контроля заказчика за ходом выполнения работ и результатами их отдельных этапов. Представляется, что активное взаимодействие заказчика со специализированной маркетинговой фирмой в ходе проведения маркетинговых исследований, контроль за ходом работ, осуществляемый заказчиком, позволяет получить оптимальные результаты.
Данное обстоятельство диктует необходимость включения в предмет договора не только результата, но и самого процесса исследований, заключающегося в сборе, анализе и обработке первичной и вторичной маркетинговой информации и выработке на ее основе выводов и рекомендаций, необходимых заказчику для разрешения стоящих перед ним проблем.
С учетом сказанного, а также сравнительной длительности и сложности процесса маркетинговых исследований сторонам договора целесообразно составить программу подлежащих выполнению работ. Это позволит не только упорядочить деятельность исполнителя в ходе исследований, но и будет способствовать установлению тесного контакта исполнителя с заказчиком, обеспечивающего проведение исследований в необходимом направлении, оперативное решение вопросов, возникающих в ходе работ, а также даст возможность заказчику осуществлять более эффективный контроль.
Что касается прав и обязанностей сторон, то здесь главной обязанностью исполнителя следует признать проведение исследования в соответствии с заданием заказчика, включая сбор, обработку и
анализ маркетинговой информации, а по желанию заказчика - анализ его хозяйственной деятельности, выработку выводов и рекомендаций, передачу результатов исследования заказчику. Этой обязанности исполнителя соответствует право заказчика требовать выполнения исследований и передачи их результатов, осуществлять контроль за ходом работ. Исполнитель имеет право требовать от заказчика выполнения его обязанностей, т.е. принятия отчета о проведенном исследовании и оплаты выполненных работ и полученного результата.
При определении задач и направлений исследования важно указать, что сбор и анализ маркетинговой информации не должны нарушать право потенциальных конкурентов на коммерческую тайну и на другие виды маркетинговой информации, охраняемые законом. В противном случае, если задание заказчика предусматривает, например, сбор сведений, составляющих государственную или коммерческую тайну, то оно может подпадать под признаки промышленного шпионажа и других преступлений.
Как уже не раз отмечалось, результатом маркетинговых исследований являются собранная и обработанная маркетинговая информация, а также выводы и рекомендации исполнителя, в сущности представляющие собой информацию особого рода, объективированную в отчете, который исполнитель обязан передать заказчику. Оформление результатов исследований в виде отчета, т.е. фиксирование информации на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать, представляет необходимое условие включения результатов исследований в имущественный оборот. Чтобы предупредить возможные разногласия и неразбериху, в договоре следует устанавливать требования к представляемому исполнителем отчету о результатах проведенного исследования относительно удобства его последующего практического использования.
К порядку оплаты маркетинговых исследований, осуществляемых исполнителем, и расчетов с ним применяются общие нормы гражданского законодательства, регулирующие расчетные отношения. При определении цены должны быть учтены характер и объем работ, поэтапная разбивка исследований и стоимость отдельных этапов, покрытие издержек исполнителя, включающих использование технических средств исследования, программного обеспечения, затрат на используемые орудия исследования - изготовление анкет, опросных листов, применение специальных технических средств наблюдения за поведением потребителей и т.д., а также вознаграждение исполнителя. С учетом большого числа компонентов, формирующих цену маркетинговых исследований, целесообразно оформлять ее в виде сметы.
Последний может принять на себя обязательство не разглашать третьим лицам методику проведения исследований и другую неопубликованную информацию, носящую, по мнению исполнителя, закрытый характер.
Что касается вопроса об ответственности сторон по договору на проведение маркетинговых исследований, то она, по общему правилу, наступает за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств, принятых на себя исполнителем или заказчиком. Так, на исполнителя может быть наложена ответственность за нарушение сроков, установленных в договоре, за непроведение исследования по тем направлениям и параметрам, которые были предусмотрены договором, или неприменение методов, использование которых зафиксировано сторонами при заключении договора. В то же время вполне очевидно, что исполнитель не может нести ответственность за результативность использования заказчиком полученной маркетинговой информации. Заказчик несет ответственность за своевременную выплату исполнителю вознаграждения в течение установленного договором срока после подписания акта сдачи-приемки выполненных работ.
В случае возникновения споров и (или) разногласий, по которым стороны не могут достигнуть договоренности, они подлежат разрешению в арбитражном суде на основании норм действующего законодательства.