- Понятие, признаки и основные функции предпринимательской деятельности


1.2. Понятие, признаки и основные функции предпринимательской деятельности

Предпринимательство есть стиль хозяйствования, который в результате многовековой эволюции утвердился в экономике развитых стран. Терминологическая сущность и содержание, вкладываемые в понятие предпринимательство, менялись и упорядочивались в процессе развития экономической теории.

В западной экономической теории введение в предпринимательство и его развитие связывают с именами Р. Кантильона, А. Тюрбо, Ф. Кенэ, А. Смита, Ж.Б. Сэя, а затем К. Маркса, И. Шумпетера,

A. Маршалла, Ф. Хайека, Л. Мизеса, И. Кирцнера, М. Вебера,

B. Зомбарта, П. Дракера и др. Эти ученые и возглавляемые ими школы определили основные моменты и характеристики предпринимательства: несение риска и экономической неопределенности (Р. Кантильон и Ф. Найт); выведение системы из состояния равновесия и приведение ее к этому состоянию (Л.

Мизес и Ф. Хайек); революционная смена факторов производства (Ж.Б. Сэй и И. Шумпе-тер); организация практической реализации новаторской идеи (И. Тиммонс и П. Дракер, Ф. Тоссиг и Г. Шмоллер); использование в процессе производства различного рода инноваций в целях увеличения разницы в величине индивидуальной и рыночной стоимости товара (К.

Маркс).

Современные ученые-экономисты определяют предпринимательство с различных позиций как: деятельность, направленную на максимизацию прибыли; инициативную деятельность, заключающуюся в выработке товаров и услуг, направленную на получение прибыли; прямую функцию реализации собственности, основную ее производственную функцию; процесс организационной новации в целях извлечения прибыли; действия, направленные на возрастание капитала, развитие производства и присвоение прибыли; специфический вид деятельности, направленный на неустанный поиск изменений в существующих формах жизни предприятий и общества, постоянная реализация этих изменений1.

Большинство практиков и исследователей делают акцент на получении прибыли, рассматривая ее как конечную цель предпринимательства. Вместе с тем предпринимательство своей конечной

целью имеет не столько прибыль, сколько непрерывность воспроизводственного процесса, связанного с воспроизводством спроса и удовлетворением постоянно меняющихся и возрастающих потребностей индивидуума или социальной группы, общества в целом.

В этом плане предпринимательство можно определить как процесс непрерывного поиска изменений в потребностях, спросе конечного потребителя на продукцию и услуги, удовлетворения этой потребности путем организации производства, сбыта, маркетинга, логистики, менеджмента, ориентированных на самые лучшие новации, приносящие максимум производительности в каждой из стадий процесса воспроизводства. При таком понимании предпринимательства акцент делается не на максимизации прибыли, а на потребителе, на его потребности, удовлетворение которой благодаря высокому уровню организации предпринимательства и может принести максимальную прибыль.

В связи с этим следует всячески приветствовать точку зрения известного в области маркетинга Питера Дракера, который цель предпринимательства определяет как создание потребителя: То, что фирма думает о своей продукции, не самое главное, особенно для будущего бизнеса или для его успеха. Что потребитель думает о своей покупке, в чем видит ее ценность, - вот что имеет решающее значение, определяет сущность бизнеса, его направленность и шансы на успех1.

Необходимо иметь в виду, что предпринимательство - это не всякий бизнес. Он представляет собой стиль хозяйствования, которому присущи принципы новаторства, постоянной инициативы, ориентации на нововведения в процессы производства, маркетинга, распределения и потребления товаров и услуг. Что касается бизнеса, то это репродуктивная деятельность в сфере организации производства, распределения и реализации товаров и услуг без новаторства, без инициативы в развитии инновационных процессов.



Это осуществление или организация из года в год одного и того же производства, сбыта, распределения или другой деятельности в рамках апробированных технологий, норм и правил для удовлетворения сложившихся потребностей.



Генезис терминологической, содержательной сущности понятий предпринимателя и предпринимательской деятельности связан с историей становления обмена, производства и распределения товаров (работ и услуг), с уровнем развития научно-технического прогресса (табл. 1.1).

Таблица 1.1 Генезис содержательной сущности понятия предприниматель

























































Годы Содержание Источник, автор
XVII в. Лицо, заключившее с государством контракт на производство работы, стоимость которой оговорена заранее. Такой человек берет на себя всю финансовую ответственность за выполнение условий контракта, но если ему удается уложиться в меньшую сумму, то разницу он присваивает себе История предпринимательства
1725 Предприниматель - это человек, действующий в условиях риска; функция предоставления капитала отличается от предпринимательской функции Р. Кантильон
1797 Лицо, несущее ответственность за предпринимательское дело; тот, кто планирует, контролирует, организует и владеет предприятием П. Бодо
1803 Предприниматель - это экономический агент, комбинирующий факторы производства, вернее, передвигающий экономические ресурсы из области низкой производительности и прибыльности в области высокой рентабельности и производительности Ж.Б. Сэй
1876 Следует различать тех, кто предоставляет капитал и получает за это проценты, и тех, кто получает прибыль благодаря своим организаторским способностям Ф. Уокер
1934 Предприниматель - это новатор, который разрабатывает новые технологии И. Шумпетер
1964 Предприниматель - это человек, использующий любую возможность с максимальной выгодой П. Дракер
1983 Интрапренер и антрепренер: интрапренер - это антрепренер, действующий в условиях уже существующего предприятия, в отличие от собственно антрепренера - предпринимателя, создающего новое предприятие Г. Пиншот
1985 Предприниматель - это человек, который затрачивает на создание чего-то нового необходимые время и силы, берет на себя все финансовые, психологические и социальные риски, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым Р. Хизрич
1993 Предприниматель - это центральная фигура в бизнесе; он ставит своей задачей соединение всех факторов производства в единый хозяйственный процесс Т.Ю. Горькова



Легальное (законодательное) определение предпринимательской деятельности содержится в п. 1 ст. 2 ГК РФ, согласно которому предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Из этого определения можно выделить следующие квалифицирующие признаки предпринимательской деятельности.


1.Постоянство и систематичность деятельности. Этот признак говорит о том, что рассматриваемая деятельность осуществляется в течение определенного, скорее всего длительного, или даже не определенного временным интервалом периода с известной повторяемостью выполняемых действий. При этом конкретные фактические действия, составляющие содержание предпринимательской деятельности, характеризуются целенаправленностью в достижении конкретного конечного предпринимательского результата.

В материальном плане это выражается в пользовании имуществом, продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг.

2.Самостоятельность осуществления предпринимательской деятельности. Она означает свободу в выборе направлений и способов работы, независимое принятие решений, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимость беспрепятственного осуществления прав, обеспечения нарушенных прав, их судебную защиту. Предприниматель действует по своей воле и в собственных интересах.

Он свободен и автономен в установле нии своих прав и обязанностей на основе договора, в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора.

Самостоятельность предпринимателей выражается также в личном риске и личной имущественной ответственности. Ответственность предпринимателя является повышенной, ибо на него, согласно п. 3 ст. 401 ГК РФ, возлагаются неблагоприятные последствия, возникшие не только по его вине, но и в иных случаях, кроме непреодолимой силы (форс-мажора).

Это основные начала частноправового (гражданско-правового) регулирования предпринимательской деятельности.

Вместе с тем самостоятельность в предпринимательстве не безбрежна и деятельность хозяйствующего субъекта может быть ограничена определенными рамками. Так, его права в соответствии со ст. 1 ГК РФ могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях зашиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и

законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Это основные начала публично-правового регулирования предпринимательства.



Содержание раздела