ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Понятие и значение правовогорегулирования предпринимательской деятельности
Экономические реформы рыночной направленности, начатые в 1991 г. и проводимые в течение ряда лет, так и не смогли вывести российскую экономику из кризисного состояния. Сформировавшаяся к началу XXI в. смешанная экономика утеряла многие черты централизованно управляемого хозяйства, не обретя при этом признаков, органично присущих рыночной экономике. Государственное регулирование оказалось подорванным, тогда как рыночные механизмы в переходный период не проявили себя как эффективные рычаги управления.
Сказалось отсутствие государственной, национальной стратегии перехода экономики страны к рыночным отношениям.
Отсутствие эффективного государственного регулирования привело к неблагоприятным экономическим последствиям. Объем промышленного производства за период реформ сократился более чем вдвое. К началу нового тысячелетия эффективность использования ресурсного потенциала России стала в несколько раз ниже, чем в промышленно развитых странах Европы, США, Японии.
По показателю жизненного уровня Россия отстала от этих стран в десять раз и заняла 60-е место в мире.
Все это приходится констатировать не с целью очернения и без того бедственного состояния российской экономики конца XX - начала XXI в., а чтобы подчеркнуть исключительную важность государственного регулирования в деле преодоления столь болезненного для государства экономического и финансового состояния.
По сути дела, речь идет о правовых формах осуществления государственного регулирования, призванного реализовать основные
задачи и функции российского государства в сложный переходный период перестройки базисных экономических отношений. Новейшая история нашей страны, как, впрочем, и история иных ныне высокоразвитых стран, доказала, что полной свободы рыночных отношений не было нигде и никогда, что государство не может стоять в стороне при решении важнейших вопросов в сфере экономики, пребывая в ипостаси ночного сторожа. Однако на первом этапе проведения экономических реформ государство вместе со сложившимся ранее правовым механизмом ушло, а кое-кто утверждал, что оно просто убежало из экономики, предоставив право решать возникающие в этой сфере совершенно новые проблемы рыночным механизмам, в частности механизму конкуренции. Опыт убедительно показал, что из этого ничего хорошего не вышло.
Дикий рынок, дикая приватизация и подобные им прелести убедительно доказали, что без государственного регулирования экономические проблемы решать невозможно1. Подобной позиции придерживаются сейчас многие ученые экономисты-государственники, например Л.И. Абалкин, Е.М.
Примаков2.
Принцип могущества, принцип сильного государства для России всегда имел особое значение. Обществу необходимо эффективное, предсказуемое и качественное государство, позволяющее ответить на вопросы, стоящие перед страной. Без этого не может быть элементарного социального порядка, невозможны никакие реформы, никакое развитие3.
Жизнь показала, что наши реформаторы не учли главного - нельзя было одним махом перевести народное хозяйство огромной страны с рельсов государственной собственности, охватывающей практически все отрасли производства и оборота, на рельсы частной собственности и обеспечить расцвет предпринимательской инициативы. Провозгласив свободу частной собственности, государство должно было позаботиться о защите частного производства и
собственности, о разумной системе налогообложения, об эффективном государственно-правовом регулировании. Даже Всемирный банк в результате исследования взаимодействия экономики и государства пришел к выводу: хотя государство и не может непосредственно усилить экономический рост, но именно от него зависят правила игры, которые позволяют рынку благоденствовать и каждому жить лучше. Сошлемся в этой связи на многозначительный тезис, содержащийся в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. 241.
В качестве основных направлений обеспечения безопасности личности, общества, государства в экономических отношениях провозглашены: усиление государственного регулирования в экономике, обеспечение перехода к высокоэффективной и социально ориентированной экономике; правовое обеспечение реформ и создание действенного механизма контроля за соблюдением законодательства.
Во многом это распространялось и на сферу законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность, поскольку некоторые аспекты предпринимательства, например пиар, практически вовсе не были урегулированы нормами права. Разумеется, возникающие и развивающиеся предпринимательские правовые нормы далеко не всегда основывались на правильно воспринятой информации, надежность и значимость которой были подтверждены особыми процедурами ее получения и обсуждения, особыми механизмами проверки и оценки. Эта сторона дела, т.е. реальное состояние правовых норм предпринимательской деятельности, нами рассматривалась как данность, которая сложилась на основе решения частных практических вопросов в сфере предпринимательства.