5.3. Нормативно-правовая база рекламной деятельности в Российской Федерации. Юридическое понятие рекламы
На рекламную деятельность в Российской Федерации распространяются как общие положения права, сформулированные в Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ, так и специальные нормы, имеющие непосредственное отношение к рекламе.
Основным регулятором в данной области является Федеральный закон от 18 июля 1995 г. 108-ФЗ О рекламе. Следует отметить, что данный Закон признан Европарламентом лучшим в Европе и рекомендован в качестве образца для написания подобных законов в европейских странах.
До принятия этого Закона отдельные нормы, регулирующие рекламные отношения, были разбросаны в различных законах, например в Законах РСФСР О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках от 22 марта 1991 г. и О средствах массовой информации от 27 декабря 1991 г., в Законе РФ О сертификации продукции и услуг от 10 июня 1993 г., а также в различных подзаконных актах, например в Указе Президента РФ от 15 февраля 1995 г. О гарантиях прав граждан на охрану здоровья при распространении рекламы1, которые нередко
противоречили друг другу. Пробелы, прежде всего, в сфере ответственности, отсутствие системы в правовом регулировании отношений в сфере рекламы отрицательно влияли на этот вид маркетинговых коммуникаций и обусловили необходимость принятия специального закона.
Федеральный закон О рекламе был разработан Государственным антимонопольным комитетом Российской Федерации (ГАК), принят Государственной Думой 14 июня 1995 г., подписан Президентом РФ 18 июля 1995 г. и вступил в действие с 25 июля 1995 г. Данный Закон регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг (далее - товары) Российской Федерации, включая рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами граждан (физических лиц) и юридических лиц, а также рынки ценных бумаг. Указанные объекты регулирования, имеющие различную специфику, говорят о комплексности данного Закона.
Согласно устоявшемуся мнению цель Закона О рекламе двояка. Во-первых, его целью является развитие рыночных отношений, защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы, от ограничения конкуренции на рынке товаров, а также защита прав потребителей товаров, работ и услуг. С этой позиции он как бы дополняет ранее принятые федеральные законы О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках и О защите прав потребителей.
Во-вторых, целью Закона О рекламе является правовое регулирование самостоятельного вида предпринимательской деятельности - рекламной. Нужно подчеркнуть, что в случаях, указанных в п. 1 ст. 1 Закона, т.е. когда потребители рекламы введены ею в заблуждение или ненадлежащей рекламой нанесен вред здоровью, имуществу граждан или юридических лиц, окружающей среде, вред чести, достоинству или деловой репутации указанных лиц, а также если эта реклама посягает на общественные интересы, принципы гуманности и морали, применяются не только нормы этого Закона, но и нормы гражданского законодательства (например, о возмещении убытков, о недействительных сделках, о ликвидации юридического лица, осуществляющего деятельность без лицензии или запрещенную деятельность), законодательства о защите окружающей среды, а также уголовного законодательства (например, нормы о мошенничестве или заведомо ложной рекламе).
24 июня 1999 г. принят Федеральный закон 121-ФЗ О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации1, в котором указывается на отличие рекламы товаров, работ и услуг от политической рекламы. Закона, который бы регулировал отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения политической рекламы в Российской Федерации, в настоящее время не существует; Закон О рекламе на нее не распространяется.
Не существует в нашей стране и закона об идеологической, в том числе о религиозной, рекламе, хотя такого рода реклама встречается. Следует отметить, что в Законе О рекламе не сказано, что он не распространяется на религиозную рекламу, хотя это и очевидно, несмотря на то, что в понятие реклама входит распространение идей.
36 Закона РФ О средствах массовой информации посвящена распространению рекламы, а ст. 60 - ответственности за нарушение правил ее распространения. К законодательству о рекламе в широком смысле слова следует также отнести нормативные акты в области информации, если они касаются рекламы, в частности постановление Правительства РФ от 12 января 1996 г. 11 Об улучшении информационного обеспечения населения Российской Федерации1, в соответствии с которым ряду министерств и ведомств предписано предусмотреть льготы рекламодателям, производителям и распространителям рекламной продукции, обеспечивающие стимулирование их деятельности по рекламе продукции (работ, услуг) отечественных производителей.
Реклама может полностью или частично являться объектом авторского права и смежных прав и, следовательно, подлежать правовой охране, если она соответствует требованиям к таким объектам, предусмотренным Законом РФ от 9 февраля 1993 г. Об авторском праве и смежных правах. В соответствии со ст. 6 данного Закона объектами авторского права выступают произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности. Объекты смежных прав - это фонограммы постановок, исполнений, передачи организаций эфирного и кабельного вещания.
Авторские права на рекламу могут быть переданы лицом, имеющим эти права, другим лицам на основании договора.
1СЗ РФ. - 1995. - 8. - Ст. 659.
1СЗ РФ. - 1999. - 26. - Ст. 3178.
2Вестник ВАС РФ. - 1999. - 2.
1СЗ РФ. - 1996. - 3. - Ст. 188.