Кроме того, Инструкцией запрещается:
Важно отметить, что в Инструкции ничего не сказано ни о разрешении, ни о запрете размещения рекламы в салонах транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров. Представляется, что это не запрещено, и здесь не требуется особого правового регулирования. Подобная реклама существует, и ни один компетентный орган пока не принял решения запретить ее распространение на основании рассматриваемой Инструкции.
Распространение рекламы на почтовых отправлениях осуществляется только с разрешения федерального органа исполнительной власти, в компетенцию которого входят вопросы почтовой связи (в настоящее время - Министерство РФ по связи и информатизации2). Им определяется порядок выдачи разрешений и размер взимаемой за это платы. Причем последняя не должна превышать
величину расходов на проведение работ по выдаче разрешений на распространение рекламы.
Закон О рекламе устанавливает также нормативные особенности рекламы отдельных видов товаров. Прежде всего - это реклама алкогольных напитков, табака и табачных изделий, распространяемая любыми способами. Такая реклама не должна:
Реклама табака и табачных изделий во всех случаях должна сопровождаться предупреждением о вреде курения, причем в радио- и телепрограммах данному предупреждению должно быть отведено не менее трех секунд эфирного времени, а при распространении рекламы другими способами - не менее 5 рекламной площади (пространства).
Реклама медикаментов, изделий медицинского назначения, медицинской техники при отсутствии разрешения на их производство и (или) реализацию, а также реклама методов лечения, профилактики, диагностики, реабилитации при отсутствии разрешения на такие услуги согласно Закону О рекламе запрещена, даже если получен патент на изобретения в указанной области.
Реклама лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача, а также реклама изделий медицинского назначения и медицинской техники, использование которых требует специальной подготовки, допускается только при наличии разрешения на их производство и
Только эти лекарственные средства можно рекламировать во всех СМИ.
Следует также учитывать, что 8 января 1998 г. принят Федеральный закон 3-ФЗ О наркотических средствах и психотропных веществах2, в соответствии со ст. 46 которого реклама наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III, может осуществляться исключительно в специализированных печатных изданиях, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников. Кроме того, запрещается распространение в целях рекламы образцов лекарственных средств, содержащих наркотические или психотропные средства.
Согласно закону О лекарственных средствах реклама независимо от формы должна соответствовать фармакологическим данным о лекарственных средствах, полученным при их клинических исследованиях, и требованиям государственного информационного стандарта. Реклама не должна:
С 1 января 1999 г. введены в действие Методические указания МУК 2.3.2.721-98 2.3.2. Пищевые продукты и пищевые добавки. Определение безопасности и эффективности биологически активных добавок к пище3. Согласно этому нормативному акту реклама
биологически активных добавок к пище (БАД) в средствах массовой информации не должна противоречить материалам, согласованным при регистрации БАД. Реклама БАД, не прошедших государственную регистрацию в Минздраве России, не допускается. Запрещена реклама БАД как уникального, наиболее эффективного и безопасного в плане побочных эффектов средства.
Реклама не должна создавать впечатление, что природное происхождение сырья, используемого в составе БАД, является гарантией их безопасности, и подрывать веру потребителя в эффективность других средств при профилактике и вспомогательной терапии. Кроме того, реклама не должна создавать впечатление о ненужности участия врача при их применении.
В п. 14 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25 декабря 1998 г. 37 сочтено неправомерным решение антимонопольного органа, признавшего нарушением п. 2 ст. 16 Закона О рекламе объявления магистр белой магии, психолог об услугах по снятию венца безбрачия, невезения и осуществлению предсказаний, о продаже пищевых добавок отечественного производства на основе лекарственных трав валерианы, левзеи, девясила, элеутерококка, так как из текста объявлений следовало, что предлагаемые товары не являются медикаментами, а услуги, очевидно, не относятся к числу медицинских. В связи с этим разрешений на подобные услуги и продажу такого рода товаров не требуется.
Не допускается реклама всех видов оружия, вооружения и военной техники, за исключением рекламы боевого и служебного оружия, вооружения и военной техники, внесенных в перечень продукции военного назначения, экспорт и импорт которой в Российской Федерации осуществляются по лицензиям, а также разрешенного гражданского оружия, в том числе охотничьего и спортивного. Однако если их реклама прямо или косвенно раскрывает технологию производства, способы боевого и специального применения оружия, вооружения и военной техники, то и такая реклама запрещена.
Реклама боевого и служебного оружия, а также вооружения и военной техники, внесенных в перечень продукции военного назначения, экспорт и импорт которой в Российской Федерации осуществляются по лицензиям, допускается только в изданиях, указанных в Законе Российской Федерации от 13 декабря 1996 г. 150-ФЗ Об оружии1, а также на специализированных выставках или на ярмарках-продажах, проводимых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Рекламу разрешенного гражданского оружия, в том числе охотничьего и спортивного, допускается помещать только в
периодических печатных изданиях, специализирующихся на распространении рекламы, а также в иных периодических печатных изданиях, предназначенных для пользователей разрешенного гражданского оружия, и в местах применения охотничьего и спортивного оружия. Распространение рекламы разрешенного гражданского оружия в электронных СМИ допускается только после 22 часов местного времени.