Инструкция запрещает



Кроме того, Инструкцией запрещается:


  • устанавливать на транспортных средствах в целях рекламы внешние световые приборы, не предусмотренные заводом-изготовителем, а также использовать в этих целях внешние световые приборы, установленные на транспортных средствах в соответствии с требованиями ГОСТ 8769 Приборы внешние световые автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов, прицепов и полуприцепов. Количество, расположение, цвет, углы видимости;

  • наносить на транспортные средства рекламу, которая по изображению, цвету, месту расположения имеет сходство с цветографическими схемами окраски транспортных средств специальных и оперативных служб;

  • использовать для нанесения рекламы покрытия и элементы, обладающие световозвращающим эффектом;

  • наносить на транспортные средства рекламу, перекрывающую внешние световые приборы, бортовые номера, информационные надписи и символы, а также ограничивающую видимость с места водителя.



Важно отметить, что в Инструкции ничего не сказано ни о разрешении, ни о запрете размещения рекламы в салонах транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров. Представляется, что это не запрещено, и здесь не требуется особого правового регулирования. Подобная реклама существует, и ни один компетентный орган пока не принял решения запретить ее распространение на основании рассматриваемой Инструкции.

Распространение рекламы на почтовых отправлениях осуществляется только с разрешения федерального органа исполнительной власти, в компетенцию которого входят вопросы почтовой связи (в настоящее время - Министерство РФ по связи и информатизации2). Им определяется порядок выдачи разрешений и размер взимаемой за это платы. Причем последняя не должна превышать

величину расходов на проведение работ по выдаче разрешений на распространение рекламы.

Закон О рекламе устанавливает также нормативные особенности рекламы отдельных видов товаров. Прежде всего - это реклама алкогольных напитков, табака и табачных изделий, распространяемая любыми способами. Такая реклама не должна:


  • содержать демонстрацию процессов курения и потребления алкогольных напитков, а также создавать впечатление, что алкоголь или курение помогает достичь общественного, спортивного или личного успеха либо улучшить физическое или психическое состояние;

  • дискредитировать воздержание от алкоголя или от курения, содержать информацию о положительных терапевтических свойствах алкоголя, табака и табачных изделий и представлять их высокое содержание в продукте как достоинство;

  • обращаться непосредственно к несовершеннолетним, а также использовать образы физических лиц в возрасте до 35 лет, высказывания или участие лиц, пользующихся популярностью у несовершеннолетних и лиц в возрасте до 21 года;

  • распространяться в радио- и телепрограммах с 7 до 22 часов местного времени;

  • распространяться в любой форме в радио- и телепередачах, при кино- и видео обслуживании, в печатных изданиях для несовершеннолетних;



  • распространяться на первой и последней полосах газет, а так же на первой и последней страницах и обложках журналов; в детских, учебных, медицинских, спортивных, культурных организациях, а также ближе 100 м от них.



Реклама табака и табачных изделий во всех случаях должна сопровождаться предупреждением о вреде курения, причем в радио- и телепрограммах данному предупреждению должно быть отведено не менее трех секунд эфирного времени, а при распространении рекламы другими способами - не менее 5 рекламной площади (пространства).

Реклама медикаментов, изделий медицинского назначения, медицинской техники при отсутствии разрешения на их производство и (или) реализацию, а также реклама методов лечения, профилактики, диагностики, реабилитации при отсутствии разрешения на такие услуги согласно Закону О рекламе запрещена, даже если получен патент на изобретения в указанной области.

Реклама лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача, а также реклама изделий медицинского назначения и медицинской техники, использование которых требует специальной подготовки, допускается только при наличии разрешения на их производство и



(или) реализацию исключительно в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.

Рекламе лекарственных средств посвящена также ст. 44 Федерального закона от 22 июня 1998 г. 86-ФЗ О лекарственных средствах1. С 1 октября 1999 г. действует Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача.

Только эти лекарственные средства можно рекламировать во всех СМИ.

Следует также учитывать, что 8 января 1998 г. принят Федеральный закон 3-ФЗ О наркотических средствах и психотропных веществах2, в соответствии со ст. 46 которого реклама наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III, может осуществляться исключительно в специализированных печатных изданиях, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников. Кроме того, запрещается распространение в целях рекламы образцов лекарственных средств, содержащих наркотические или психотропные средства.

Согласно закону О лекарственных средствах реклама независимо от формы должна соответствовать фармакологическим данным о лекарственных средствах, полученным при их клинических исследованиях, и требованиям государственного информационного стандарта. Реклама не должна:


  • представлять лекарственное средство как уникальное, наиболее эффективное, наиболее безопасное, исключительное по отсутствию побочных эффектов;

  • вводить в заблуждение относительно состава, происхождения, новизны или патентованности лекарственного средства;

  • подрывать репутацию предприятий - производителей лекарст венных средств, веру потребителей в действие лекарственных средств. При рекламе лекарственного средства не допускается его сравнение с другими лекарственными средствами в целях усиления рекламного эффекта;

  • создавать впечатление ненужности медицинских консультаций или хирургических операций;

  • содержать утверждения о том, что действие лекарственного средства гарантировано.



С 1 января 1999 г. введены в действие Методические указания МУК 2.3.2.721-98 2.3.2. Пищевые продукты и пищевые добавки. Определение безопасности и эффективности биологически активных добавок к пище3. Согласно этому нормативному акту реклама


биологически активных добавок к пище (БАД) в средствах массовой информации не должна противоречить материалам, согласованным при регистрации БАД. Реклама БАД, не прошедших государственную регистрацию в Минздраве России, не допускается. Запрещена реклама БАД как уникального, наиболее эффективного и безопасного в плане побочных эффектов средства.

Реклама не должна создавать впечатление, что природное происхождение сырья, используемого в составе БАД, является гарантией их безопасности, и подрывать веру потребителя в эффективность других средств при профилактике и вспомогательной терапии. Кроме того, реклама не должна создавать впечатление о ненужности участия врача при их применении.

В п. 14 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25 декабря 1998 г. 37 сочтено неправомерным решение антимонопольного органа, признавшего нарушением п. 2 ст. 16 Закона О рекламе объявления магистр белой магии, психолог об услугах по снятию венца безбрачия, невезения и осуществлению предсказаний, о продаже пищевых добавок отечественного производства на основе лекарственных трав валерианы, левзеи, девясила, элеутерококка, так как из текста объявлений следовало, что предлагаемые товары не являются медикаментами, а услуги, очевидно, не относятся к числу медицинских. В связи с этим разрешений на подобные услуги и продажу такого рода товаров не требуется.

Не допускается реклама всех видов оружия, вооружения и военной техники, за исключением рекламы боевого и служебного оружия, вооружения и военной техники, внесенных в перечень продукции военного назначения, экспорт и импорт которой в Российской Федерации осуществляются по лицензиям, а также разрешенного гражданского оружия, в том числе охотничьего и спортивного. Однако если их реклама прямо или косвенно раскрывает технологию производства, способы боевого и специального применения оружия, вооружения и военной техники, то и такая реклама запрещена.

Реклама боевого и служебного оружия, а также вооружения и военной техники, внесенных в перечень продукции военного назначения, экспорт и импорт которой в Российской Федерации осуществляются по лицензиям, допускается только в изданиях, указанных в Законе Российской Федерации от 13 декабря 1996 г. 150-ФЗ Об оружии1, а также на специализированных выставках или на ярмарках-продажах, проводимых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Рекламу разрешенного гражданского оружия, в том числе охотничьего и спортивного, допускается помещать только в

периодических печатных изданиях, специализирующихся на распространении рекламы, а также в иных периодических печатных изданиях, предназначенных для пользователей разрешенного гражданского оружия, и в местах применения охотничьего и спортивного оружия. Распространение рекламы разрешенного гражданского оружия в электронных СМИ допускается только после 22 часов местного времени.



Содержание раздела