5.5. Современные требования к рекламе
Закон О рекламе подразделяет все требования к рекламе на общие и специальные. При этом общие требования предъявляются к рекламе всех видов, а специальные относятся к:
Закон РФ О рекламе (ст. 5) установил общие требования к рекламе.
1. Реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств именно как реклама непосредственно в момент ее представления независимо от формы или от используемого средства распространения.
Использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции, а также в печатной продукции нерекламного характера целенаправленного обращения внимания потребителей рекламы на конкретную марку (модель, артикул) товара либо на изготовителя, исполнителя, продавца для формирования и поддержания интереса к ним без надлежащего предварительного сообщения об этом (в частности, путем пометки на правах рекламы) не допускается.
Если радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукция, а также печатная продукция распространяются частями (сериями), то сообщения о рекламе также должны повторяться соответственно количеству частей (серий).
Организациям СМИ запрещается взимать плату за размещение рекламы под видом информационного, редакционного или авторского материала.
2.Реклама на территории Российской Федерации распространяется на русском языке и - по усмотрению рекламодателей - дополнительно на государственных языках республик и языках народов Российской Федерации. Данное положение не распространяется на радиовещание, телевизионное вещание и печатные издания, осуществляемые исключительно на государственных языках республик, языках народов Российской Федерации и иностранных языках, а также на зарегистрированные товарные знаки (знаки обслуживания).
Например, в Законе не указаны особенности рекламы на одежде, упаковке товаров, сувенирной, устной рекламы, рекламы в сети Интернет.
Статья 11 Закона формулирует особенности рекламы в радио- и телепрограммах. В таких программах не допускается прерывать
рекламой детские и религиозные передачи; образовательные передачи более чем один раз в течение 15 минут на период, не превышающий 45 секунд; радиопостановки и художественные фильмы без согласия правообладателей; транслируемые в прямом эфире передачи, перечень которых установлен Федеральным законом от 13 января 1995 г. 7-ФЗ О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации1 (ст. 13); иные передачи, продолжительность трансляции которых составляет менее 15 минут; другие передачи, продолжительность трансляции которых составляет от 15 до 60 минут, более чем два раза.
При использовании рекламы в виде наложений, в том числе способом бегущей строки, ее размер не должен превышать 7 площади кадра.
Распространение рекламы одного и того же товара, а равно рекламы о самом рекламодателе не должно осуществляться более двух раз общей продолжительностью не более двух минут в течение часа эфирного времени радио- и телепрограммы на одной частоте вещания.
Непосредственное отношение к ст. 11 Закона О рекламе имеет Европейская конвенция о трансграничном телевидении, принятая 5 мая 1989 г. в г. Страсбурге, в которой определена специальная дефиниция телевизионной рекламы: Реклама означает публичные объявления с целью содействия продаже, покупке или аренде товаров или услуг, развитию общественного дела или идеи либо достижению иного результата, необходимого рекламодателю, телевизионное время для передачи которой было предоставлено рекламодателю за вознаграждение или аналогичное встречное удовлетворение. Нетрудно заметить, что это понятие шире определения рекламы, закрепленного в российском Законе, так как включает все виды рекламы, в том числе политическую и идеологическую.
В соответствии со ст. 11 Закона О рекламе в радио- и телепрограммах, не зарегистрированных в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, реклама не должна превышать 25 объема вещания в течение суток. Между тем Конвенция о трансграничном телевидении в любом случае запрещает превышать объем телевизионной рекламы более 15 времени ежедневных передач.
Этот размер может быть увеличен до 20 с включением такой формы рекламы, как прямые предложения о продаже, покупке и аренде товаров или предоставлении услуг, при условии, что объем рекламы о наличии товаров или услуг не превысит 15. Объем рекламы о наличии товаров или услуг в течение одного часа передач в
соответствии с указанной Конвенцией не должен превышать 20, а прямые предложения населению о продаже, покупке и аренде товаров или предоставлении услуг - одного часа в день. Конвенция содержит и другие ограничения времени трансляции рекламы. В связи с присоединением России к этой Конвенции отечественный Закон О рекламе должен быть приведен в соответствие с ней.