В рассматриваемой модели работа дистрибьютора будет строиться следующим образом.
На уровне 1 функционирует только дистрибьютор А. На уровне 2 работают уже 5 человек, вовлеченных в бизнес дистрибьютором А, общее число которых именуется ближайшим нижним уровнем. Каждый участник второго уровня в свою очередь вовлекает в бизнес по пять человек и, стало быть, на уровне 3 работают уже 25 членов сети. Совокупность пятерок третьего уровня представляет ближайший нижний уровень для соответствующего участника второго уровня.
25 членов сети третьего уровня привлекают по 5 новых дистрибьюторов, доведя общее количество участников на четвертом уровне сети до 125 человек. Эти 125 дистрибьюторов, составляющие четвертый эшелон системы привлекают по 5 новых членов сети, тем самым общее число участников на пятом уровне достигает 625 человек.
7.1. Пятиуровневая дистрибуторская сеть, в которой каждый дистрибьютор рекрутирует пять человек, все из которых остаются в бизнесе
Суммируя всех участников сети дистрибьютора А, который сам вовлек в бизнес только 5 человек, получим, что в конечном счете в составе сети функционирует 781 член, включая и его самого. Причем количество элементов в каждом последующем эшелоне сети превышает общее количество элементов всех предыдущих уровней, вместе взятых. Действительно, в демонстрируемом примере число дистрибью-
торов пятого уровня составляет 625 человек, и это больше, чем количество дистрибьюторов на четырех предыдущих уровнях, составляющее 156 участников. Из этого следует, что когда дистрибьютор А построил свой пятый уровень, его доход как минимум удваивается, если считать, что средние заказы на каждого дистрибьютора остаются одинаковыми, и исходить из допущения, что все привлеченные в сетевой маркетинг члены остаются в нем работать.
Показанная динамика роста бизнеса в математике именуется геометрической прогрессией или экспоненциальной кривой роста и является одной из важнейших основ работы системы сетевого маркетинга.
Между тем на деле не все участники сети работают активно, может происходить их отсев в различных эшелонах сети. Причем по мере того как люди выбывают из сетевого маркетинга, оставшиеся поднимаются по иерархической лестнице.
Приведем еще один пример, описывающий функционирование сети для случая, когда дистрибьютор А каждый месяц привлекает в бизнес только по одному новому участнику и все дистрибьюторы его группы делают то же самое. Тогда динамика роста сетевого маркетинга по этой ветви в течение года выглядит следующим образом (с оговоркой, что все вновь привлеченные члены остаются в бизнесе) (табл. 7.1):
Таблица 7.1
Рост бизнеса, когда каждый дистрибьютор за месяц рекрутирует в бизнес по одному новому участнику
Рассмотрим основное содержание этих нормативных документов.
Кодекс поведения в бизнесе Ассоциации прямых продаж (далее -Кодекс) был принят в 1991 г. в Великобритании с целью упорядочения прямых продаж потребительских товаров. В 1991 г. объем продаж компаний, занимающихся этим видом бизнеса, вырос до 558 млн фунтов стерлингов. Было задействовано 490 тыс. мужчин и женщин, занятых в основном неполный рабочий день. В связи с тем, что диапазон реализуемых в данном виде бизнеса товаров и
услуг очень широк, АПП признает, что масштабы деятельности будут увеличиваться и это будет выгодно как компаниям, так и независимым дистрибьюторам. АПП считает, что данный Кодекс будет способствовать расширению масштабов бизнеса, которое будет происходить в конкурентной, но упорядоченной деловой обстановке.
Исходя из положений Кодекса в процессе привлечения к работе (найма) объявления реклам'ного характера, помещаемые компанией -членом АПП или независимыми дистрибьюторами, не должны содержать указания на сверхвысокие доходы, получаемые при работе с компанией. Кроме того, они не должны содержать упоминания названий других компаний, занимающихся прямыми продажами, или как-то ссылаться на них. Компания -- член АПП не должна поощрять ни прямо ни косвенно деятельность по привлечению людей или способствовать ей, предлагая работу тем, кто, как ей известно, уже является сотрудником другой компании - члена АПП или занимается обеспечением собственной занятости самостоятельно, сотрудничая с ней, а также должна активно препятствовать тому, чтобы это делали независимые дистрибьюторы, взаимодействующие с ней.
При любом персональном приглашении на презентацию, сделанном в устной или письменной форме, согласно правилам, закрепленным в Кодексе, необходимо:
Все раздаточные материалы, рекламные объявления и другие формы коммуникации, независимо от того, представлены ли они в письменной, звуковой, визуальной или иной другой форме, которые применяются в целях привлечения новых людей или в которых описываются методы такого привлечения, должны быть заранее одобрены компанией - членом АПП.
При всех презентациях возможностей бизнеса прямых продаж так же, как в упомянутых приглашениях, должно указываться название компании, которая поставляет товары и (или) услуги, а при упоминании АПП - категория членства в ней. В документе подчеркивается, что только членам АПП разрешается использовать логотип АПП и утверждать, что они являются ее членами.
Во время презентаций или предварительных действий, ведущих к презентации возможностей бизнеса, все компании - члены АПП и независимые дистрибьюторы, взаимодействующие с ними, должны постоянно подчеркивать, что указанные возможности реализуются
компанией - членом АПП, а не отдельным человеком. Они не должны ни прямо ни косвенно указывать на то, что возможности бизнеса, товары и (или) услуги, связанные с ним, являются частью любого иного бизнеса, не относящегося к деятельности компании - члена АПП.
Во время презентаций возможностей бизнеса ни одна компания -член АПП и ни один независимый дистрибьютор, взаимодействующий с такой компанией, не должны демонстрировать, что указанные преимущества могут быть получены только за счет привлечения новых участников в этот бизнес и (или) за счет приобретения товаров, а должны заниматься продвижением бизнеса и демонстрацией его возможностей по доведению товаров до конечных потребителей, получая реальную прибыль.
Личные заявления дистрибьюторов о получаемых ими доходах должны соответствовать фактическим поступлениям от рассматриваемых видов деятельности и не должны включать комиссионные или средства, получаемые от других дистрибьюторов.
Ни одна компания - член АПП и ни один независимый дистрибьютор, взаимодействующий с ней, не должны очернять другие компании, занимающиеся прямыми продажами, или распространять о них информацию, которая могла бы быть для них вредной.
Относительно инвестиций в деловые возможности в Кодексе установлено, что любая компания - член АПП никогда не должна разрешать независимым дистрибьюторам, взаимодействующим с ней, приобретать больше товаров, чем это необходимо им для демонстрации и личной продажи или для реализации ранее полученных заказов от потребителей.