Администратор Кодекса


  • Администратор Кодекса в течение 28 дней после получения материалов по жалобе должен урегулировать конфликт, в противном случае эти материалы с объяснением причин, по которым не удалось уладить конфликт, передаются в Совет Ассоциации;

  • по истечении первоначальных 28 дней, выделяемых Администратору Кодекса для принятия мер по урегулированию конфликта, Совет Ассоциации может увеличить этот срок еще на 28 дней для продолжения переговоров, чтобы конфликт между лицом, подавшим жалобу, и членом АПП все-таки был ликвидирован.


  • Материалы, касающиеся других нарушений положений Кодекса действий, которые не могут быть устранены Ассоциацией, должны передаваться Администратору Кодекса для изучения их и внесения своих предложений в Совет Ассоциации.

    Администратор Кодекса действий наделен полномочиями по привлечению к ответственности членов АПП, нарушивших положения данного Кодекса или соответствующего контракта, в частности:

    • требовать реституции, т.е. возвращения членом АПП всех денежных средств, полученных от потребителя;

    • требовать замены или ремонта членом АПП своей продукции;

    • требовать возмещения членом АПП любых издержек, понесенных Администратором Кодекса действий для тестирования продукции или производства технической экспертизы, связанной с этой продукцией;



    • требовать от члена АПП предоставления Администратору Кодекса действий письменного обязательства выполнять положения данного Кодекса и принять все разумные меры по недопущению повторных нарушений;

    • обязать члена АПП при наличии его вины возместить сумму, соответствующую повреждениям (в разумных и обоснованных пределах).



    По рекомендациям Администратора Кодекса действий АПП принимает к нарушителям меры дисциплинарного характера, вплоть до их исключения из Ассоциации.

    И последнее, на что указывается в Кодексе действий: члены АПП и потребители могут в любой момент просить о помощи и поддержке в отделе профессиональных стандартов, центрах оказания помощи потребителям, консультационных бюро для граждан, а также отстаивать свои права и требовать удовлетворения своих претензий в судах.

    Рассматривая вопросы, связанные с сетевым маркетингом и его регулированием, нельзя не коснуться такого экономического явления, как пирамида продаж. Наиболее показательным с точки зрения регламентации и ограничения этого вида бизнеса является законодательство Великобритании. Оно определяет все формы многоуровневого маркетинга как пирамиды продаж, хотя по мнению некоторых маркетологов термин пирамида продаж относится только к неприемлемым, ущербным формам MLM.

    На первый взгляд в пирамиде продаж используются вроде бы традиционные формы дистрибуции, когда продукция последовательно продвигается по дистрибьюторской сети до тех пор, пока не достигнет потребителя. Но при этом имеется одна внешне небольшая, но между тем очень существенная разница: в отличие от розничной торговли в пирамиде продаж не устанавливается розничной цены, поэтому перемещение товаров по цепочке дистрибьюторов теоретически может происходить бесконечно. Результатом такой системы сбыта стал не один финансовый кризис, и как результат -формирование негативного отношения к такой концепции.



    В данной связи в 1973 г. использование пирамид продаж было запрещено Законом о честной торговле, часть IX, в который затем Законами о регулировании схем пирамид продаж в 1989 и в 1990 гг. были внесены поправки. Законодательство в этой сфере не стоит на месте и постоянно совершенствуется. В настоящее время разрабатываются новые варианты законов, регулирующих подобные методы продаж.

    Несмотря на это, вред, который в свое время нанесли пирамиды продаж, сказывается в значительной степени и сегодня, когда прошло уже более четверти века после запрещения подобных схем.

    В чем же состоит проблемность пирамиды продаж? Слева на 7.2 показан путь, по которому перемещается продукт через дистрибьюторскую цепочку пирамиды продаж. Поскольку каждый из дистрибьюторов намеревается получить какую-то прибыль, то чем дальше по такой сети движется продукт, тем он в силу эскалации цены становится дороже.



    7.2. Формирование цены на товар в пирамиде продаж и в сетевом маркетинге

    На схеме видно, что исходная цена товара, когда он покидает поставщика, составляет 100 фунтов стерлингов. Обычно, если цена товара у поставщика равняется 100 фунтам стерлингов, то в розничной торговле с учетом соответствующих накруток он будет продаваться примерно за 180 фунтов стерлингов. В демонстрируемом

    примере дистрибьютор G пытается продать товар дистрибьютору уже по цене, превышающей розничную цену в магазине. Стало быть, в пирамиде продаж каждое звено рано или поздно обречено на неудачу, поскольку наступает момент, в который дистрибьютор на каком-то звене не в состоянии продать продукт следующему звену, т.е. он остается с нереализованной партией товара и подобная система может рухнуть.

    Упомянутый закон воспрепятствовал данной схеме следующим образом. В нем было предусмотрено, что если какой-либо из дистрибьюторов захочет выйти из игры, поставщик обязан вернуть ему 90 платы, которую он уплатил за приобретение товаров, причем даже в том случае, если он занимался этим бизнесом в течение нескольких лет. Очевидно, что едва ли сможет поставщик, который получил от реализации своего товара 100 фунтов стерлингов, возвращать, скажем, дистрибьютору 175,5 фунтов стерлингов (т.е.

    90 от 195 фунтов стерлингов).

    Организации, специализирующиеся на сетевом маркетинге, опираясь на опыт предпринимателей, занимающихся традиционным бизнесом, нашли ответ на введенные требования закона. Они установили стандартные розничные и оптовые цены на свои товары. Кроме того, они приучают дистрибьюторов приобретать продукцию не у другого дистрибьютора, стоящего на ступень выше в дистрибью-торской сети, а непосредственно у поставщика. Для наглядной сравнительной оценки на 7.2 обе системы дистрибуции (пирамида продаж и сетевой маркетинг) показаны рядом. Необходимо отметить, что, как и в традиционных системах сбыта, чем большую партию дистрибьютор покупает у поставщика, тем большую скидку он получает на оптовый заказ.

    Однако для простоты эта особенность на схеме не отражена.

    Как хорошо видно на схеме, в сетевом маркетинге большинство дистрибьюторов приобретают продукцию непосредственно у ее поставщика. Однако некоторые фирмы-поставщики исходят из того, что в начале своей деятельности, пока дистрибьютор не раскрутится, ему приходится приобретать продукцию не непосредственно у поставщика, а у спонсора. Такой вариант показан на 7.2 для дистрибьютора Н, который получает продукцию у дистрибьютора G. Постепенно дистрибьютор выйдет на определенный уровень оборачиваемости продукции, и тогда он сможет отказаться от услуг дистрибьютора G и получать продукцию напрямую у компании-поставщика. Нельзя при этом не отметить, что в наращивании бизнеса дистрибьютора заинтересован и дистрибьютор G, поскольку он продолжит получать роялти, или комиссионные, от сбыта

    диетрибьютора и может даже по некоторым схемам получать скидки за оптовые партии, в которые будет включен товар, получаемый непосредственно дистрибьютором H т.е. товар, который вообще не проходит через дистрибьютора G.


    Некоторые схемы пирамид продаж связаны и с другой проблемой: они могут быть построены так, что большую часть дохода дистрибьютор получает не от сбыта продукции, а от привлечения в бизнес новых членов, т.е. за счет их вступительных взносов. Британский закон в основном также запрещает подобную практику и предпола-овного источника поступления денежных средств дистрибьютору разницу между покупками и продажами товаров.

    Учитывая сказанное, можно заметить, что пирамида продаж лишается двух основных преимуществ сетевого маркетинга.

    Во-первых, в сетевом маркетинге отсутствует прямая зависимость роста дистрибьютора от объема приобретаемого товара. Это означает, что человек, не обладающий большими средствами, имеет такой же шанс преуспеть в сетевом маркетинге, как и тот, кто уже богат. Напротив, в пирамиде продаж чем больше продукции ее участник приобретает, тем на более высокую ступень пирамиды он попадет, т.е. для эффективного бизнеса необходимы большие вложения личных или заемных средств.

    Во-вторых, в сетевом маркетинге продвижение в бизнесе происходит автоматически, по мере роста дистрибьюторской сети (именно это является движущей силой продвижения участника сетевого маркетинга). Что касается пирамиды продаж, то здесь единственный способ продвижения к вершине пирамиды - вкладывание как можно больших денежных средств, на которые покупается больше продукции для последующей реализации.

    Сравнительную оценку рассмотренных систем сбыта можно наглядно представить в таблице 7.2.

    Надо отметить, что, несмотря на новизну сетевого маркетинга для российского предпринимательства, в органах госуправления уже обратили внимание на необходимость государственного руководства данной деятельностью в целях регулирования отношений между предпринимателями-организаторами и участниками многоуровневого сетевого маркетинга, защиты населения от проникновения на рынок некачественной продукции и услуг, а также ограничения условий для возникновения мошеннических пирамидальных образований.



    Содержание раздела