Между тем пока нормативно-правовые акты в данной сфере принимаются только на уровне отдельных субъектов Российской Федерации, где товарораспределение в форме сетевого маркетинга получило наибольшее распространение. Наиболее внимательно к
внедрению элементов государственного регулирования маркетинга относится Правительство Москвы, которое по новейшим направлениям предпринимательства, в том числе по вопросам сетевого маркетинга, издает соответствующие нормативно-правовые акты и создает специализированные органы государственного управления.
Таблица 7.2
Сравнительная оценка пирамиды продаж и сетевого маркетинга
ПИРАМИДА ПРОДАЖ | СЕТЕВОЙ МАРКЕТИНГ |
1. Чтобы получить большой доход, необходимы большие вложения | 1. Минимальный объем первоначальных инвестиций |
2. Дистрибьюторы могут оказаться в ловушке: остаться с большой нереализованной партией товаров | 2. Юридическая гарантия выкупа поставщиком у дистрибьютора нереализованной продукции |
3. Доход в основном зависит от вовлечения в бизнес новых членов | 3. Отсутствие прямой зависимости дохода от вовлечения новых членов |
4. Самопродвижение практически отсутствует | 4. Самопродвижение по иерархи -ческой лестнице |
5. Цены устанавливаются в зависимости от положения участника в цепи | 5. Наличие установленных закупочных и продажных цен |
Приведем терминологический аппарат, разработанный в Правительстве Москвы для целей регулирования сетевого маркетинга. Он содержит следующие понятия.
Многоуровневый сетевой маркетинг (МСМ) - предпринимательская деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося стороной дистрибьюторского договора, который на его основе создает многоуровневые сети дистрибьюторов для реализации товаров и услуг, выплачивая дистрибьюторам вознаграждение на разных уровнях за продажу товаров или услуг конечному покупателю, а также за рекрутирование потенциальных дистрибьюторов.
Дистрибьюторский договор (далее - договор) - система договорных отношений предпринимателя с дистрибьютором о коммерческом представительстве дистрибьюторами предпринимателя при осуществлении действий в рамках МСМ.
Предприниматель - организатор и руководитель многоуровневой сети, являющийся стороной договора с остальными участниками многоуровневой сети.
Дистрибьютор - участник многоуровневой сети.
Многоуровневая сеть - структура, основанная на системе гражданско-правовых отношений, которые определяются условиями договора. Уровни сетей образуются по признаку зависимости вознаграждения дистрибьютора от деятельности рекрутированного им участника и всех последующих рекрутированных участников, вовлеченных в деятельность рекрутированным.
Рекрутирование - деятельность дистрибьютора, предусмотренная договором, которая заключается в привлечении потенциальных дистрибьюторов к участию в многоуровневой сети.
Вознаграждение - предусмотренная договором оплата деятельности дистрибьютора, которая выражается в выплате денег или в ином виде, а также в предоставлении преимуществ, привилегий, скидок, статуса и т.д.
Конечный покупатель - покупатель товаров и услуг, распространяемых при помощи многоуровневой сети, не являющийся дистрибьютором.
Третья сторона - лицо, действующее в интересах предпринимателя вне рамок договора (агенты, склады и т.п.).
В целях упорядочения деятельности по многоуровневому сетевому маркетингу на территории Москвы и повышению собираемости налогов создана Московская комиссия при Мэре по многоуровневому сетевому маркетингу (далее - Комиссия). Положение о ней утверждено Распоряжением Мэра Москвы от 2 октября 1998 г. 998-РМ1.
Комиссия организует всесторонний анализ состояния и тенденций развития в сфере многоуровнего сетевого маркетинга и прямых продаж (ПП), отрабатывает и вносит на утверждение Правительства Москвы его стратегические позиции в сфере СМ и ПП и обеспечивает координацию действий органов исполнительной власти Москвы, предприятий и организаций при решении социально-экономических задач, связанных с МСМ и ПП, подготавливает предложения о необходимости принятия мер, обеспечивающих стимулирующий характер, эффективность налогообложения деятельности по МСМ и ПП. Основной функцией Комиссии является деятельность по защите прав и интересов всех субъектов МСМ, в том числе потребителей, недопущению проникновения на рынок структур, ведущих незаконную, неквалифицированную и опасную для человека деятельность.
В своей работе Комиссия руководствуется принципами обеспечения прав и свобод человека и гражданина, законности, гласности, разделения властей, коллегиальности, ответственности за принимаемые решения. Основными задачами Комиссии являются:
Интернет.
Для выполнения возложенных на нее задач Комиссия вправе:
Указанное Положение предусматривает порядок формирования Комиссии, согласно которому включение в ее состав и исключение из него осуществляется распоряжением Мэра по представлению председателя Комиссии.
Организационно-техническое и информационно-аналитическое обеспечение деятельности Комиссии осуществляет Управление Мэра. В случае необходимости для осуществления этих функций Комиссия может принять решение о создании аппарата Комиссии. Положение об аппарате Комиссии должно утверждаться Мэром.
Организация работы Комиссии подробно регламентирована вышеуказанным Положением о ней.
В соответствии с Постановлением Центра Госсанэпиднадзора г. Москвы от 25 августа 1998 г. 201 Комитетом здравоохранения Правительства Москвы издан приказ от 15 октября 1998 г. 5632, предписывающий организовать и осуществлять на хозрасчетной основе проведение в территориальных органах здравоохранения Москвы медицинских обследований участников МСМ, относящихся к декретированным группам населения, как работников предприятий и организаций, характер деятельности которых связан с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов.
Приложением к данному приказу установлен Перечень медицинских обследований участников многоуровневого сетевого маркетинга. Результаты медицинских обследований вносятся участникам МСМ в личные медицинские книжки единого образца, выданные и зарегистрированные в Центре Госсанэпиднадзора в Москве. Здесь также проводятся гигиеническая подготовка и аттестация знаний участников МСМ.
***
Завершая изложение материала настоящей книги, надо отметить следующее: Ученый - это человек, который в чем-то почти уверен, - говорил Жюль Ренар. И тем не менее предложенный нами подход рассмотрения правовых основ российского предпринимательства на основе маркетинга как философии хозяйственной деятельности, средства повышения эффективности и оптимизации предпринимательских процессов не претендует на исчерпывающее и бесспорное открытие, на законченность и непогрешимость, ибо может носить дискуссионный характер и предполагает дальнейшую разработку и критический анализ.
1Официально не опубликован.
1Официально не опубликован.
2Официально не опубликован.