При сборе первичной информации используют как правило инструментальные методы, основными из которых являются опрос, наблюдение и эксперимент.
В практике маркетинговых исследований широко применяют различные формы опросов - личные, по телефону, по почте - с помощью специально разработанных анкет и бланков интервью. Как пример приведем содержание анкеты, разработанной и используемой в Акционерном московском обществе Завод имени И.А. Лихачева применительно к грузовым автомобилям.
Вопрос 1. Общие сведения: название компании, полный адрес, телефон/факс, должность и Ф.И.О. отвечающего на анкету, дата заполнения анкеты.
Вопрос 2. Укажите профилирующий вид деятельности, которым занимается Ваше предприятие: строительство, транспортные перевозки, промышленное производство, оптовая торговля, розничная торговля, прочее.
Вопрос 3. Укажите общее количество грузовых автомобилей в Вашем автохозяйстве, из них марки ЗИЛ (малотоннажных, карбюраторных, дизельных).
Вопрос 4. Какие модели автомобилей производства АМО ЗИЛ, перечисленные в прайс-листе, представляют для Вас интерес: модель автомобиля, потребность (шт.).
Вопрос 5. Приобретете ли Вы автомобиль ЗИЛ, представляющий для Вас интерес: да; да, только по лизингу или с другими видами отсрочки платежа; нет. Если нет, то укажите причину: не устраивает цена; отсутствие денежных средств; трудности с фирменным гарантийным и послегарантийным обслуживанием (какие именно); трудности с обеспечением запасными частями (какие именно); отсутствие среди представленных моделей интересующих Вас модификаций; недостаточная надежность узлов и агрегатов автомобилей ЗИЛ (укажите, каких именно, у каких моделей); возможность приобрести автомобили аналогичного класса, которые Вас больше устраивают (какие и чем именно).
Вопрос 6. Существует ли у Вашей компании потребность в приобретении грузовых автомобилей марки ЗИЛ со следующим спецоборудованием: автофургоны для перевозки людей, передвижные мастерские, автовышки, рефрижераторы, другая спецтехника.
Вопрос 7. Какие перспективные модели автомобилей из перечисленных ниже могли бы представлять для Вашего автохозяйства интерес с указанием потребности (в шт.) и максимальной приемлемой цены (в тыс. руб.): автомобили 42 с дизельным двигателем ЗИЛ-6454 (мощность 200 л.с.); автомобиль 42 с дизельным двигателем ЗИЛ-6453 (мощность 210 л.с.); автомобили 42 с дизельным двигателем ЯМЗ-236А1 (мощность 195 л.с.); автомобиль 42 с дизельным двигателем ЯМЗ-236Н2 (мощность 230 л.с.); автомобили 42 с дизельным двигателем Кат-3116 (мощность 185 л.с.); автомобиль 42 с дизельным двигателем Кат-3116 (мощность 200 - 250 л.с.).
Специфической особенностью опросов является комплексный характер изучения соответствующего объекта. При этом комплексность проявляется, во-первых, в одновременном изучении ряда объектов (например, рынка и потребителей) и, во-вторых, в одновременном изучении различного по характеру продукта (работы, услуги, товары, места отдыха и т.п.).
Известны и так называемые экспресс-опросы, в очень краткой форме выявляющие общественное мнение по тому или иному поводу.
Более подробно достоинства и недостатки почтовых и телефонных опросов представлены в табл. 1.3.
Таблица 1.3
Сравнительная ценность почтовых и телефонных опросов
Достоинства | Недостатки |
Почтовый опрос | |
Недорогой Быстрота проведения (две недели) Большой географический охват Отсутствуют ошибки анкетера Отвечать может целая семья | Большое число анкет без ответов Трудности в составлении репрезентативного списка респондентов Ограниченный объем вопросника (не более двух листов) |
Телефонный опрос | |
Недорогой Может быть произведен в любое время дня Быстрота (обычно один день) Большая вероятность правдивых ответов Возможны неожиданные ответы Имеется возможность разъяснить респонденту неясные моменты | Малая продолжительность (две-три минуты) Отсутствие непосредственного контакта Трудно найти опытного интервьюера Растущее неприятие телефонных разговоров с незнакомыми людьми |
Подробное интервью, в отличие от краткого формализованного опроса, - качественный метод, позволяющий проникать в суть проблемы и вскрывать причинно-следственные связи.
1
Wollf R. Effective marketing // Private and commercial recreation. - State College, PA.: Venture Publishing, Inc., 1986. - P. 204.
1
Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология. М.: Финпресс, 1998. - С. 89.
1
СЗ РФ. - 2001. - № 7. - Ст. 652.
1
См., например: Weber M.R., Fiedler R. Telefon Marketing. Befragung - Bewertung - Umsetzung - Landsberg: Verlag Moderne Industrie, 1992. Breen G.E., Blankenship A.B.
Do-It-Yourself Marketing Research. New York: McGraw-Hill, 1982.
1
Groton К., Carr J. Low-Cost Marketing Research. - New York: Jonn Wiley, 1983.
1
Wollf R. Effective marketing // Private and commercial recreation. - State College, PA.: Venture Publishing, Inc., 1986. - P. 206.