1.2. Правовые основы информационных ресурсов в сфере современного маркетинга
Отношения, связанные с получением, использованием и распространением информации, в маркетинге опосредуются определенными нормативными правовыми актами.
В главе 2 Конституции РФ среди прав и свобод человека и гражданина провозглашено право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Исходя из нормы, записанной в п. и ст. 71 Конституции РФ, вопросы информации находятся в ведении Российской Федерации.
Сердцевиной законодательства, регулирующего отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю информации; создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения; защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации, является Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ Об информации, информатизации и защите информации (далее - Закон).
Заметим, что указанный Закон не затрагивает маркетинговых отношений, регулируемых Законом РФ Об авторском праве и смежных правах, Патентным законом, Законом РФ О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных.
Информация - один из видов объектов гражданских прав, предусмотренных ст. 128 ГК РФ. Однако в самом ГК РФ не содержится дефиниции понятия информация и предусмотрена защита только для более узкого объекта данного вида - служебной и коммерческой тайны. Согласно ст.
2 Закона под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Подчеркнем, что объектом правоотношений Закон определил только документированную информацию (документы), составляющую информационные ресурсы. Документированная информация, или документ, - это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.
Информационные ресурсы могут складываться из отдельных документов, отдельных массивов документов, документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).
Правовой режим информационных ресурсов представляет систему правил, определяющих:
1) порядок документирования информации;
2) собственника данного вида ресурсов;
3) категорию информации по уровню доступа к ней;
4) порядок пользования информационными ресурсами;
5) порядок правовой охраны информации.
Рассмотрим указанные элементы правового режима информационных ресурсов.
1. Поскольку Закон в качестве объекта правоотношений избрал документированную информацию, документирование информации является обязательным условием включения информации в информационные ресурсы. Оно осуществляется в порядке, устанавливаемом органами государственной власти, ответственными за организацию делопроизводства, стандартизацию документов и их массивов, за безопасность Российской Федерации.
Документ, полученный из автоматизированной информационной системы, приобретает юридическую силу после его подписания должностным лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и передаваемого с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, может подтверждаться электронной цифровой подписью. Юридическая сила электронной цифровой подписи признается при наличии в автоматизированной информационной системе программно-технических средств, обеспечивающих идентификацию подписи, и соблюдении установленного режима их использования.
Для обеспечения правовых условий использования электронной цифровой подписи, при соблюдении которых она в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе, принят Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ Об электронной цифровой подписи1, который распространяется на отношения, возникающие при совершении гражданско-правовых сделок и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях. Однако его действие не распространяется на отношения, возникающие при использовании иных аналогов собственноручной подписи. В соответствии со ст.
1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ О лицензировании отдельных видов деятельности2, вступившего в силу 11 февраля 2002 г., право удостоверять идентичность электронной цифровой подписи осуществляется на основании лицензии.
Порядок документирования информации регламентируется законодательными и иными правовыми актами. Например, ст. 9
Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ О бухгалтерском учете1 (с изменениями от 23 июля 1998 г. и 28 марта 2002 г.) устанавливает требования к первичным учетным документам, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Статья 10 Закона о бухгалтерском учете предъявляет требования к регистрам, в которых систематизируется и накапливается информация, содержащаяся в принятых к учету первичных документах. Кроме того, в Положении по бухгалтерскому учету Бухгалтерская отчетность организации ПБУ 4/99, утвержденном приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н2, установлены требования, предъявляемые к документам бухгалтерской отчетности - бухгалтерскому балансу, отчету о прибылях и убытках, приложениям к ним.
Чрезвычайно важным документом в рассматриваемой области является Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД), утвержденный и введенный в действие постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 г. № 2993 (с изменениями 1/96, 2/98, 4/99, 5/99, 6/2000, 7/2000, 8/2000, 9/2001, 10/2001, 11/2001, 12/2001, 13/2001), который является составной частью Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации и охватывает унифицированные системы документации и формы документов, разрешенные к применению в национальном хозяйстве.
ОКУД предназначен для решения следующих задач:
Всю документацию ОКУД делит на системы и перечисляет формы документов, разрешенные к применению в каждой из систем. При этом выделяются следующие системы:
Каждая система делится на подсистемы. Например, унифицированная система отчетно-статистической документации включает подсистемы:
Например, формами документов по ценам и тарифам являются:
Все унифицированные формы документов имеют восьмизначный код, цифры которого несут смысловую нагрузку и обозначают классификационные признаки документа. Применение унифицированных форм способствует упорядочению информационных потоков в экономике, систематизации и сокращению количества применяемых форм, обеспечению единообразия, контроля и надзора, а также сопоставимости информации о различных параметрах деятельности субъектов маркетинга.