Продолжение концессионного договора



Среди возможных ограничений прав сторон по договору коммерческой концессии можно также назвать отказ пользователя от получения по договорам коммерческой концессии аналогичных прав у конкурентов (потенциальных конкурентов) правообладателя, а также обязательство пользователя согласовывать с правообладателем место расположения коммерческих помещений, необходимых для осуществления предоставленных по договору исключительных прав, а также их внешнее и внутреннее оформление, что корреспондируется с его обязанностью соблюдать инструкции и указания правообладателя относительно внешнего и внутреннего оформления коммерческих помещений, предусмотренной ст. 1032 ГК РФ. Упомянутые ограничительные условия могут быть оспорены и признаны недействительными

по требованию антимонопольного органа или иного заинтересованного лица, если эти условия с учетом состояния соответствующего рынка и экономического положения сторон противоречат антимонопольному законодательству.

Пункт 2 ст. 1033 ГК РФ содержит запреты (носящие императивный характер) на включение в договор условий, ограничивающих права сторон, под страхом их недействительности. Так, являются ничтожными такие условия, в силу которых:


  • правообладатель вправе определять цену продажи товара пользователем или цену работ (услуг), выполняемых (оказываемых) пользователем, либо устанавливать верхний или нижний предел этих цен;

  • пользователь вправе продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги исключительно определенной категории покупателей (заказчиков) либо исключительно покупателям (заказчикам), имеющим местонахождение (место жительства) на определенной в договоре территории.



При взаимодействии с пользователем потребитель может рассчитывать на получение продукции, которая по своим параметрам не хуже, чем он получил бы непосредственно от правообладателя. В связи с этим закон устанавливает повышенную защиту прав потребителей концессионной продукции, провозглашая субсидиарную ответственность правообладателя за ее качество.

Из этого общего правила есть исключение: в случае так называемой производственной концессии, т.е. когда по договору коммерческой концессии пользователь не только продает, но и производит продукцию правообладателя, потребитель вправе выдвинуть свои требования по поводу такой продукции как обоим участникам, так и любому из них, т.е. в солидарном порядке.

Необходимая стабильность пользования исключительными правами обеспечивается нормой ст. 1035 ГК РФ, которая устанавливает преимущественное право пользователя на заключение нового договора концессии в течение трех лет с момента окончания срока первоначального договора. Если правообладатель нарушил права пользователя, заключив в такой срок договор с другим лицом или выдав разрешение на субконцессию, действие которых будет распространяться на ту же территорию, он обязан полностью возместить пользователю понесенные им вследствие этого убытки. Таким образом, если до истечения трехлетнего срока правообладатель пожелает предоставить кому-либо те же права, какие были предоставлены пользователю по прекратившемуся договору, то он обязан предложить пользователю заключить новый

договор. При этом его условия должны быть не менее благоприятны для пользователя, чем условия прекратившегося договора.

На договор коммерческой концессии распространяются общие нормы гл. 29 ГК РФ об основаниях, порядке и последствиях изменения сторонами договорных условий. Вместе с тем согласно ст.

1036 ГК РФ в отношениях с третьими лицами стороны договора вправе ссылаться на его изменение лишь с момента регистрации этого изменения в Патентном ведомстве, если не докажут, что третье лицо знало или должно было знать об изменении договора ранее.

Для случая одностороннего расторжения, а также прекращения концессионного договора ст. 1037 ГК РФ предусматриваются некоторые особые условия. Так, каждая из сторон договора коммерческой концессии, заключенного без указания срока, вправе во всякое время отказаться от него, уведомив об этом другую сторону за шесть месяцев, если договором не предусмотрен более продолжительный срок.





Досрочное расторжение договора коммерческой концессии, заключенного без указания срока, а также расторжение договора, заключенного с указанием срока, должно быть оформлено в том же порядке, в котором был заключен и зарегистрирован договор. При этом проистекающие изменения в правах пользователя на объекты интеллектуальной собственности должны быть отражены в соответствующих государственных реестрах, в которых зарегистрирован концессионный договор и выданные на его основе лицензии.

К специальным основаниям досрочного прекращения договора коммерческой концессии следует отнести утрату концессионером прав на фирменное наименование (коммерческое обозначение), если им не приобретено другое наименование, и объявление одной из сторон договора банкротом. Исключительное право на фирменное наименование не ограничено во времени и в соответствии с п. 1 ст. 61 ГК РФ прекращается е ликвидацией самого юридического лица или со смертью гражданина-предпринимателя, если его права на предпринимательскую деятельность не переходят к наследнику.

Право на фирменное наименование может быть прекращено судом, если правообладатель зарегистрировал его в нарушение установленных законом требований. Такое судебное решение может быть вынесено, к примеру, по иску лица, осуществляющего аналогичную деятельность, доказавшего, что оспариваемое наименование тождественно или сходно с его фирменным наименованием, зарегистрированным раньше.

В соответствии со ст. 1038 ГК РФ переход к другому лицу какого-либо исключительного права (в порядке сингулярного или универсального правопреемства), входящего в предоставленный пользователю комплекс исключительных прав, не является основанием для изменения или расторжения договора коммерческой концессии. Новый правообладатель становится стороной договора в части прав и обязанностей, относящихся к перешедшему исключительному праву. При этом должны соблюдаться нормы, установленные законодательством об интеллектуальной собственности. Например, если первый правообладатель переуступил новому исключительное право на знак обслуживания, то он должен зарегистрировать лицензионный договор с пользователем на этот знак обслуживания в Роспатенте, а также выполнять требования ст.

16 Закона о товарных знаках, а именно для продолжения действия свидетельства на знак обслуживания платить ежегодно пошлину, и по истечении 10-летнего срока действия свидетельства подать заявку на его продление.

В случае смерти правообладателя его права и обязанности по договору коммерческой концессии переходят к наследнику при условии, что он зарегистрирован или в течение шести месяцев со дня открытия наследства зарегистрируется в качестве индивидуального предпринимателя. В противном случае договор прекращается. Осуществление прав и исполнение обязанностей умершего правообладателя до принятия наследником этих прав и обязанностей или до регистрации наследника в качестве индивидуального предпринимателя осуществляются управляющим, которого назначает нотариус.

Закон предусматривает гарантии интересов пользователя, которые должен учитывать правообладатель, принимая решение изменить фирменное наименование (коммерческое обозначение), являющееся предметом концессионного договора. Последствия изменения фирменного наименования или коммерческого обозначения правообладателя, права на использование которых входят в комплекс исключительных прав, предоставленных пользователю, установлены в ст. 1039 ГК РФ.

В таком случае договор коммерческой концессии действует в отношении нового фирменного наименования или коммерческого обозначения правообладателя, если пользователь не потребует расторжения договора и возмещения убытков. В случае продолжения действия договора пользователь вправе потребовать соразмерного уменьшения причитающегося правообладателю вознаграждения. Разумеется, в случае продолжения концессионного договора

правообладатель должен перерегистрировать его на новое фирменное наименование за свой счет.

Таким образом, несмотря на то что ГК РФ не запрещает правообладателю изменить обремененное договором фирменное наименование, чтобы заранее избежать упомянутых нежелательных последствий в подобных ситуациях, ему следует предварительно в письменной форме согласовать с пользователем условия такого изменения.

Если в период действия договора коммерческой концессии истек срок исключительного права, пользование которым предоставлено по этому договору, либо такое право прекратилось по иному основанию, договор коммерческой концессии продолжает действовать, за изъятием положений, относящихся к прекратившемуся праву, а пользователь, если иное не предусмотрено договором, вправе потребовать соразмерного уменьшения причитающегося правообладателю вознаграждения. Основания для прекращения исключительных прав установлены соответствующими законами об их охране, в частности Законом о товарных знаках (ст. 28, 29), Патентным законом (ст.

29, 30).

В случае прекращения принадлежащих правообладателю прав на фирменное наименование или коммерческое обозначение без замены их новыми аналогичными правами, как отмечалось выше, прекращается и договор коммерческой концессии.

Для коммерческой концессии характерно сотрудничество сторон в процессе исполнения договора, поскольку конечные их интересы во многом едины. В этой связи франчайзинг в определенной мере похож на совместную деятельность. Среди различий между договорами франчайзинга и простого товарищества следует отметить очевидную разницу в характере сотрудничества сторон.

В то время как в договоре простого товарищества такое сотрудничество имеет определяющее значение, в коммерческой концессии оно является лишь одним из элементов и, что очень важно, носит неравноправный характер, ибо пользователь находится скорее в отношениях субординации с правообладателем, нежели партнерства.

Кроме того, франчайзинг нужно отличать от договоров комиссии и агентских договоров. Несмотря на то что указанные договоры в маркетинговой деятельности обслуживают сходные потребности, их юридическое содержание различно. Так, комиссионер и агент действуют в интересах и по поручению комитента (принципала), за его счет, оказывая ему определенные услуги, за что получают вознаграждение. Сделки, заключенные

комиссионером или агентом с третьими лицами, несут имущественные последствия комитенту или принципалу.

Отношения сторон по договору коммерческой концессии строятся по-другому. В данном случае пользователь действует без поручения правообладателя, в своих интересах и за свой счет. Он осуществляет самостоятельную хозяйственную деятельность с использованием средств индивидуализации правообладателя, его ноу-хау, коммерческого опыта и т.д. и за это выплачивает правообладателю вознаграждение. То есть, если дилер (дистрибьютор, коммивояжер), работающий по агентскому договору, получает от производителя товаров вознаграждение, то дилер по договору коммерческой концессии сам платит правообладателю за возможность работать с использованием принадлежащих ему прав.

Сделки, заключенные пользователем с третьими лицами, влекут имущественные последствия для пользователя.

В заключение необходимо отметить, что франчайзинг - наиболее динамичный вид маркетинговой деятельности и характеризуется комитетом по малому бизнесу Палаты представителей Конгресса США как доминирующая сила в сфере распределения товаров, услуг, волна будущего на американском рынке. В США франчайзинг составляет фактически более одной трети розничной торговли. В Австралии свыше 90 предприятий быстрого обслуживания торгуют на основании коммерческой концессии.

Похожие публикации



Содержание раздела