Предмет торгов



В силу п. 5 ст. 448 ГК РФ предприятие, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, имеющий силу договора. При уклонении предприятия - победителя торгов от подписания протокола оно утрачивает внесенный задаток.

Организатор торгов, уклонившийся от подписания протокола, обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить выигравшему торг.и лицу убытки, причиненные участием в торгах, в части, превышающей сумму задатка.

В случае, если предметом торгов было только право на заключение договора, такой договор должен быть подписан сторонами не позднее 20 дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола. При

уклонении одной из них от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения.

Согласно ст. 449 ГК РФ в случае, если торги, проведенные с нарушением установленных законом правил, будут признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица, то недействительным признается и договор, заключенный с лицом, выигравшим торги. В данном случае наступают последствия признания сделки недействительной. Исходя из правил ст.

167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, и каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре - возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Существующим законодательством не предусмотрено, какие именно обстоятельства могут являться нарушениями правил проведения торгов и что конкретно может служить основанием к признанию торгов недействительными. Данный вопрос разъясняется в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 декабря 1993 г. № 32 О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий1, в п. 17 которого говорится, что под грубым нарушением правил конкурса (аукциона) понимается необоснованное исключение из числа участников конкурса (аукциона) лиц, признаваемых покупателями в соответствии со ст. 9 Закона РФ О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации2, а также нарушения порядка проведения конкурса (аукциона), которые могли привести к неправильному определению победителя. К грубым нарушениям названное постановление также относит незаконный отказ в участии в конкурсе (аукционе). В п. 13 постановления названы лица, которые могут обращаться в суд с требованиями о признании недействительными результатов конкурса или аукциона.

К ним в соответствии с упомянутым пунктом судебно-арбитражная практика относит не только участников аукциона (конкурса), но и лиц, которым было отказано в участии в конкурсе (аукционе).

Согласно ст. 405 ГПК РСФСР публичные торги, проводимые в порядке исполнения судебного решения, могут быть признаны судом недействительными, если они проходили с нарушением установленных правил, если имущество было продано лицу, не имевшему права участвовать в торгах, а также в случае злоупотреблений, допущенных судебным исполнителем, взыскателем или покупателем. К нарушениям установленных правил судебно-арбитражная практика относит проведение торгов ранее предусмотренных сроков, отсутствие надлежащего оповещения о торгах и др.

Помимо вышерассмотренных общих правил о заключении договоров на основе торгов стороны подчиняются специальным правилам, регулирующим отношения по проведению торгов, предметом которых является заключение договоров в отдельных сферах маркетинговой деятельности. Эти специальные правила не могут противоречить общим правилам организации и проведения торгов (ст. 447 - 449 ГК РФ). Примером торгов, проводимых по специальным правилам, могут служить аукционы по заключению договоров купли-продажи автомобилей, обслуживающих федеральные органы государственной власти.



Такие торги проводятся в соответствии с Порядком поэтапной продажи находящихся на балансе федеральных органов власти автомобилей иностранного производства, а также приобретения легковых автомобилей отечественного производства для обслуживания указанных органов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1997 г. № 4761.

Согласно этому порядку, продажа находящихся на балансе федеральных органов государственной власти легковых автомобилей иностранного производства осуществляется путем проведения открытых аукционов на российских товарных биржах. При этом продажа основывается на пассивной конкуренции покупателей: вместо повышения начальной цены участниками аукциона применяется постепенное ее снижение аукционистом от уровня, превышающего в 2 - 3 раза среднюю рыночную цену, до уровня ее первого акцепта одним из участников. Выигравшим аукцион становится первый оферент; цена покупки не может быть ниже назначенной продавцом до начала аукциона.

Участниками аукциона могут быть как физические, так и юридические лица. Упомянутым порядком не допускается проведение аукциона при наличии менее трех участников.



Запрещается осуществлять любую координацию деятельности участников аукциона, которая может привести к злоупотреблениям и ограничению конкуренции. Исключать из состава участников лиц, имеющих право участвовать в аукционе, допускается только в случаях нарушения ими правил проведения аукциона. Ни одному из участников аукциона не могут быть созданы преимущественные условия, в том числе в части доступа к конфиденциальной информации и уменьшения платы за участие в аукционе.

Результаты проведения аукциона оформляются протоколом аукционной комиссии. С победителем аукциона заключается договор купли-продажи автомобиля.

Приобретение легковых автомобилей отечественного производства для обслуживания федеральных органов государственной власти взамен проданных автомобилей иностранного производства осуществляется этими органами на конкурсной основе в соответствии с Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденным Указом Президента РФ от 8 апреля 1997 г. № 305.
1
Бюллетень ВС РФ. - 1994. - № 6.
1
См.: Положение о подрядных торгах в Российской Федерации, утвержденное распоряжением Госкомимущества РФ № 660-р, Госстроя РФ № 18-7 (ред. 18 октября 1994 г.).
2
СЗ РФ. - 1997. - № 15. - Ст. 1756.
1
Российские вести. - 18 марта. - 1993.
2
Экономика и жизнь. - 1992. - № 48.
1
Вестник ВАС. - 1994. - № 2.
2
Ведомости РСФСР. - 1991. - № 27. - Ст. 927. (Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 123-ФЗ этот Закон признан утратившим силу. См.: СЗ РФ. - 1997. - № 30. - Ст. 3595.)
1
СЗ РФ. - 1997. - № 17. - Ст. 2015.

Похожие публикации



Содержание раздела