Предприниматели приняли свой Кодекс чести.



Социально-этические правила поведения обычно закрепляются в специальных кодексах профессиональной этики. Так, в октябре 2002 г. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) принял Хартию деловой и корпоративной этики, в соответствии с которой отечественные бизнесмены обязуются строить свою работу, основываясь на принципах добропорядочности, справедливости, честности1. Свод правил корпоративного поведения должен будет способствовать

оптимизации маркетинговых отношений, а также улучшению делового климата, повышению надежности российского рынка и его привлекательности для инвесторов. Эта хартия не является законодательным актом и носит исключительно рекомендательный характер. Однако отказ следовать нормам профессиональной этики может не только нанести серьезный ущерб имиджу компании, но и стать причиной удушения ее экономического состояния, ибо партнеры, в т.ч. инвесторы, куда охотнее работают с хозяйствующими субъектами, политика которых известна и предсказуема.

И, наконец, самое главное. Система нормативных актов, регулирующих маркетинговые отношения, в юридической литературе практически не исследована. В настоящее время не существует системно изложенной законодательной базы, обеспечивающей и регламентирующей все направления маркетинговой деятельности как отрасли с необходимым ее теоретическим правовым осмыслением и юридической регламентацией.
***

Предлагаемое вниманию читателей учебное пособие подготовлено к изданию на основе лекций по курсу Маркетинговое право (Правовое регулирование маркетинга в Российской Федерации), разработанных и читаемых автором в Московском государственном индустриальном университете. В книге впервые в наиболее подробном комплексном виде освещается нормативно-правовая база, регламентирующая основные сферы маркетинговой деятельности.

С этой целью существующее в данной области законодательство собрано, классифицировано и распределено по различным направлениям маркетинга, включая маркетинговые исследования, маркетинговые коммуникации, товарную политику, ценообразование, сбыт и конкурентные отношения. Такой подход необходим прежде всего для более глубокого понимания и практического применения нормативных правовых актов, регулирующих каждое направление маркетинговой деятельности.

Необходимость издания данной книги диктует жизнь, поскольку многие вопросы маркетинга упираются в необходимость соотнесения их с правовыми нормами. Знание до тонкостей правового регулирования этой сферы общественных отношений приведет к повышению эффективности использования хозяйствующими субъектами маркетинговых исследований и

мероприятий. Отсутствие правильной правовой оценки большинства ситуаций, возникающих в маркетинговой деятельности, может стать причиной лишних затрат и серьезных ошибок в работе хозяйствующего субъекта. Поэтому велика практическая значимость подготовленной книги, которая может быть использована как справочное руководство для маркетолога.

Обращаясь к отдельным главам книги, маркетолог сразу может определить, где у него могут возникнуть и какие юридические сложности, как следует проводить маркетинговые мероприятия, не нарушая существующего законодательства.

В соответствии с требованиями нового Государственного стандарта высшего профессионального образования Министерства образования Российской Федерации дисциплина Правовое регулирование маркетинговой деятельности должна вводиться в учебные планы экономических вузов, что обусловлено необходимостью совершенствования юридической подготовки студентов-экономистов, обучающихся по специальности 061500 Маркетинг. Настоящая книга призвана удовлетворить потребности в соответствующей учебной литературе студентов и слушателей, изучающих данный предмет.

Изучение данного пособия существенно расширит профессиональные возможности юриста. Современный юрист в своей работе постоянно сталкивается с вопросами маркетинга, знание которых необходимо для разрешения как юридических, так и предпринимательских проблем. В условиях жесткой конкуренции среди юристов студенты и слушатели, изучив предлагаемую книгу, получат возможность самостоятельно работать по профессии юриста-маркетолога в маркетинговых и рекламных компаниях, маркетинговых службах предприятий различных отраслей промышленности, торгово-посреднических фирм, предприятий сферы услуг и в других организациях.



Практическое значение маркетинговой юриспруденции возрастает и в связи с тем, что в предпринимательской деятельности сегодня участвуют миллионы граждан, которые зависят от состояния и законности отношений в сфере современного маркетинга. Знание правовых основ маркетинга необходимо хозяйственному руководителю, предпринимателю, менеджеру, а также обычным потребителям, представляющим одну из главных групп субъектов маркетинга. Книга адресуется также работникам государственного аппарата всех уровней.

Эти люди заслуживают особой поддержки. Они взвалили на себя груз забот на критической развилке российской истории. Им более всего нужны



знания, адекватные времени и полю их деятельности. Полагаем, что для всех указанных лиц настоящая книга станет настольной в качестве руководства по вопросам правового обеспечения маркетинга в Российской Федерации.

Для того чтобы дать фундаментальное и всестороннее представление читателю о правовом регулировании маркетинга, автор не ограничивается современным отечественным законодательством, а обращается к праву в целом (включая национальное право отдельных зарубежных стран и международное - применительно к маркетингу), а также к историческому и экономическому материалу как России, так и иностранных государств.

Автор выражает искреннюю благодарность студентам и слушателям, коллегам-преподавателям и организаторам образования, которые сделали ценные замечания и способствовали созданию данной книги, Акционерному московскому обществу Завод имени И.А. Лихачева и Информационному агентству Интерфакс, где нашли реализацию многие идеи, рассматриваемые в настоящем издании. Особые слова признательности - администрации и Ученому совету Московского государственного индустриального университета, поддержавшим идею преподавания правового регулирования маркетинга и создавшим условия для написания книги.

Хотелось бы надеяться, что книга будет с интересом встречена читателями и поможет освоить и творчески использовать новые знания, нужные как отечественным предпринимателям и другим субъектам маркетинговой деятельности, так и всем тем, кто интересуется экономикой и правом, кто хочет понять, что представляет собой механизм правового регулирования современного маркетинга.
С. В. Алексеев Москва, октябрь 2002 г.
1
Под предприятием, фирмой, компанией, продуцентом, организацией, хозяйствующим субъектом и т.п. в настоящей книге подразумеваются коммерческие организации (п. 1 ст. 50 ГК РФ) в различных организационно-правовых формах, предусмотренных ГК РФ.
1
СЗ РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 140.
2
СЗ РФ. - 1994. - № 34. - Ст. 3540.
3
СЗ РФ. - 1998. - № 44. - Ст. 5394.
4
Ведомости РФ. - 1993. - № 26. - Ст. 966.
5
Ведомости РФ. - 1993. - № 25. - Ст. 917.
6
Ведомости РФ. - 1992. - № 42. - Ст. 2322.
7
СЗ РФ. - 1995. - № 17. - Ст. 1316.
8
СЗ РФ. - 1995. - № 34. - Ст. 3426.
9
СЗ РФ. - 1995. - № 8. - Ст. 609.
10
Ведомости РФ. - 1992. - № 7. - Ст. 300.
11
Ведомости РФ. - 1993. - № 32. - Ст. 1242.
12
Ведомости РФ. - 1992. - № 42. - Ст. 2325.
13
Ведомости РФ. - 1992. - № 42. - Ст. 2319.
1
СЗ РФ. - 1995. - № 30. - Ст. 2864.
2
СЗ РФ. - 1996. - № 17. - Ст. 1918.
3
Ведомости РФ. - 1992. - № 18. - Ст. 961.
4
СЗ РФ. - 1996. - № 6. - Ст. 492.
5
СЗ РФ. - 1995. - № 18. - Ст. 1593.
6
СЗ РФ. - 1998. - № 1. - Ст. 4.
7
СЗ РФ. - 1996. - № 49. - Ст. 5491.
8
СЗ РФ. - 1995. - № 42. - Ст. 3923.
1
СЗ РФ. - 1995. - № 10. - Ст. 859.
2
СЗ РФ. - 1995. - № 11. - Ст. 997.
3
СЗ РФ. - 1998. - № 4. - Ст. 482.
4
СЗ РФ. - 1997. - № 34. - Ст. 3979.
5
СЗ РФ. - 1997. - № 34. - Ст. 3980.
6
Газета Российские вести от 18 января 1995. - № 10.
7
Вестник мэрии Москвы. - 2002. - № 5.
1
СЗ РФ. - 1999. - № 18. - Ст. 2207.
1
СЗ РФ. - 1996. - № 20. - Ст. 2323.
2
Вестник ВАС РФ. - 1996. - № 2.
3
Вестник ВАС РФ. - 1994. - № 1.
4
Материалы Международной торговой палаты (Библиотека юриста-международника). - М.: Изд-во Внешнеэкономического Центра Совинтерюр, 1992.
1
См.: Предприниматели приняли свой Кодекс чести. Российская газета. 25 окт. (№ 203). - 2002.

Похожие публикации



Содержание раздела