Социально-этические правила поведения обычно закрепляются в специальных кодексах профессиональной этики. Так, в октябре 2002 г. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) принял Хартию деловой и корпоративной этики, в соответствии с которой отечественные бизнесмены обязуются строить свою работу, основываясь на принципах добропорядочности, справедливости, честности1. Свод правил корпоративного поведения должен будет способствовать
оптимизации маркетинговых отношений, а также улучшению делового климата, повышению надежности российского рынка и его привлекательности для инвесторов. Эта хартия не является законодательным актом и носит исключительно рекомендательный характер. Однако отказ следовать нормам профессиональной этики может не только нанести серьезный ущерб имиджу компании, но и стать причиной удушения ее экономического состояния, ибо партнеры, в т.ч. инвесторы, куда охотнее работают с хозяйствующими субъектами, политика которых известна и предсказуема.
И, наконец, самое главное. Система нормативных актов, регулирующих маркетинговые отношения, в юридической литературе практически не исследована. В настоящее время не существует системно изложенной законодательной базы, обеспечивающей и регламентирующей все направления маркетинговой деятельности как отрасли с необходимым ее теоретическим правовым осмыслением и юридической регламентацией.
***
Предлагаемое вниманию читателей учебное пособие подготовлено к изданию на основе лекций по курсу Маркетинговое право (Правовое регулирование маркетинга в Российской Федерации), разработанных и читаемых автором в Московском государственном индустриальном университете. В книге впервые в наиболее подробном комплексном виде освещается нормативно-правовая база, регламентирующая основные сферы маркетинговой деятельности.
С этой целью существующее в данной области законодательство собрано, классифицировано и распределено по различным направлениям маркетинга, включая маркетинговые исследования, маркетинговые коммуникации, товарную политику, ценообразование, сбыт и конкурентные отношения. Такой подход необходим прежде всего для более глубокого понимания и практического применения нормативных правовых актов, регулирующих каждое направление маркетинговой деятельности.
Необходимость издания данной книги диктует жизнь, поскольку многие вопросы маркетинга упираются в необходимость соотнесения их с правовыми нормами. Знание до тонкостей правового регулирования этой сферы общественных отношений приведет к повышению эффективности использования хозяйствующими субъектами маркетинговых исследований и
мероприятий. Отсутствие правильной правовой оценки большинства ситуаций, возникающих в маркетинговой деятельности, может стать причиной лишних затрат и серьезных ошибок в работе хозяйствующего субъекта. Поэтому велика практическая значимость подготовленной книги, которая может быть использована как справочное руководство для маркетолога.
Обращаясь к отдельным главам книги, маркетолог сразу может определить, где у него могут возникнуть и какие юридические сложности, как следует проводить маркетинговые мероприятия, не нарушая существующего законодательства.
В соответствии с требованиями нового Государственного стандарта высшего профессионального образования Министерства образования Российской Федерации дисциплина Правовое регулирование маркетинговой деятельности должна вводиться в учебные планы экономических вузов, что обусловлено необходимостью совершенствования юридической подготовки студентов-экономистов, обучающихся по специальности 061500 Маркетинг. Настоящая книга призвана удовлетворить потребности в соответствующей учебной литературе студентов и слушателей, изучающих данный предмет.
Изучение данного пособия существенно расширит профессиональные возможности юриста. Современный юрист в своей работе постоянно сталкивается с вопросами маркетинга, знание которых необходимо для разрешения как юридических, так и предпринимательских проблем. В условиях жесткой конкуренции среди юристов студенты и слушатели, изучив предлагаемую книгу, получат возможность самостоятельно работать по профессии юриста-маркетолога в маркетинговых и рекламных компаниях, маркетинговых службах предприятий различных отраслей промышленности, торгово-посреднических фирм, предприятий сферы услуг и в других организациях.
Эти люди заслуживают особой поддержки. Они взвалили на себя груз забот на критической развилке российской истории. Им более всего нужны