2.4. Правовое положение участников рекламной деятельности
В Законе О рекламе говорится о следующих участниках рекламной деятельности: рекламодателе, рекламопроизводителе, рекламораспространителе и потребителях рекламы. Статья 2 Закона дает легальные определения всех этих участников:
рекламодатель - юридическое или физическое лицо, являющееся источником рекламной информации для производства, размещения и последующего распространения рекламы;
рекламопроизводителъ - юридическое или физическое лицо, осуществляющее полное или частичное приведение рекламной информации к готовой для распространения форме;
рекламораспространитель - юридическое или физическое лицо, осуществляющее размещение и (или) распространение рекламной информации путем предоставления и (или) использования имущества, в том числе технических средств радиовещания, телевизионного вещания, а также каналов связи, эфирного времени и иными способами;
потребители рекламы - юридические или физические лица, до сведения которых доводится (или может быть доведена) реклама, следствием чего является (или может являться) соответствующее воздействие рекламы на них.
В ипостаси рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей могут выступать юридические и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей (включая иностранных юридических лиц, иностранных граждан, лиц без гражданства). На объявления физических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, действие Закона О рекламе не распространяется.
На практике функции одного или нескольких участников рекламной деятельности могут соединяться в одном лице. Права и обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей регламентируются главой III Закона О рекламе. Статья 21 Закона устанавливает сроки хранения материалов, содержащих рекламу. Так, рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель обязаны хранить материалы или их копии, содержащие рекламу, включая все вносимые в них последующие изменения, в течение года со дня последнего
распространения рекламы. Между тем, если обратиться по аналогии к ст. 477 ГК РФ Сроки обнаружения недостатков переданного товара, то максимальный срок хранения рекламного материала можно было бы установить в два года, т.е. аналогично сроку для предъявления покупателем требований, если на определенный товар не был установлен гарантийный срок или срок годности.
Заметим, что за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем срока хранения рекламного материала существующим законодательством ответственность не установлена.
Обязанность рекламопроизводителя своевременно информировать рекламодателя о том, что соблюдение требований последнего при производстве рекламы может привести к нарушению законодательства, предусмотрена ст. 23 Закона О рекламе. При этом, если рекламодатель, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение рекламопроизводителя, не изменит свое требование (требования) к рекламе либо не представит (по требованию рекламопроизводителя) документальное подтверждение достоверности рекламной информации, либо не устранит иные обстоятельства, которые могут сделать рекламу ненадлежащей, рекламопроизводитель вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков, если договором не предусмотрено иное.
Представляется, что такие неопределенные понятия, как своевременное и обоснованное, целесообразно расшифровывать в договоре на производство рекламы.
437 ГК РФ), если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в Законе или в иных правовых актах существенными или необходимыми для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (ст. 432 ГК РФ).
В соответствии со ст. 25 Закона О рекламе рекламодатель обязан указать срок действия как рекламы, выступающей в качестве приглашения делать оферты (если в этой рекламе сообщается хотя бы одно из существенных условий), так и рекламы, выступающей в качестве публичной оферты. Если рекламодатель уклоняется от заключения договора, в установленном порядке получив акцепт лица, которому адресована публичная оферта, то это лицо вправе обратиться в суд, арбитражный суд с требованиями о заключении договора и о возмещении убытков, причиненных необоснованным отказом.