2.5. Нормативно-правовые требования к рекламе
Закон О рекламе подразделяет все требования к рекламе на общие и специальные. При этом общие требования предъявляются к рекламе всех видов, а специальные относятся к:
Закон РФ О рекламе (ст. 5) установил четкие общие требования к ней.
1. Реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств именно как
реклама непосредственно в момент ее представления независимо от формы или используемого средства распространения.
Использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции, а также в печатной продукции нерекламного характера целенаправленного обращения внимания потребителей рекламы на конкретную марку (модель, артикул) товара либо на изготовителя, исполнителя, продавца для формирования и поддержания интереса к ним без надлежащего предварительного сообщения об этом (в частности, путем пометки на правах рекламы) не допускается.
Если радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукция, а также печатная продукция распространяются частями (сериями), то сообщения о рекламе также должны повторяться соответственно количеству частей (серий).
Организациям средств массовой информации запрещается взимать плату за размещение рекламы под видом информационного, редакционного или авторского материалов.
Реклама таких товаров запрещена.
Важно отметить, что не допускается реклама товаров и услуг, производство (или предоставление) которых наказуемо в уголовном или административном порядке (реклама порнографических изданий).
Статья 49 ГК РФ предусматривает возможность для юридических лиц заниматься определенными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии). Разумеется и рекламировать свою деятельность и ее результаты можно лишь при наличии лицензии.
В развитие ст. 49 ГК РФ действует Федеральный закон О лицензировании отдельных видов деятельности от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ2 (с изменениями от 13 и 21 марта 2002 г.), что необходимо учитывать, применяя п. 3 ст. 5 Закона О рекламе.
Существуют определенные трудности в распространении рекламы по радио, когда она передается, например, в виде песни, частушек или стихов. При этом возникает вопрос: нужно ли выполнять требования об указании лицензии и выдавшего ее органа в подобном случае, а также в рекламе на одежде, брелках, авторучках и т.д.? Пункт 3 ст.
5 Закона О рекламе и в данном случае исключения не делает.
Специальные требования к рекламе могут быть связаны с вопросами изготовления, распространения рекламы, непосредственно с ее содержанием. В статьях 11 - 17 Закона О рекламе приводятся особенности отдельных видов рекламы, включая
специальные требования к ним, однако они не распространяются на все виды рекламы. Например, в Законе не указаны особенности рекламы на одежде, упаковке товаров, сувенирной, уст* ной рекламы, рекламы в сети Интернет.
Статья 11 Закона формулирует особенности рекламы в радио- и телепрограммах. В таких программах не допускается прерывать рекламой: детские и религиозные передачи; образовательные передачи более чем один раз в течение 15 минут на период, не превышающий 45 секунд; радиопостановки и художественные фильмы без согласия правообладателей; транслируемые в прямом эфире передачи, перечень которых установлен Федеральным законом от 13 января 1995 г. № 7-ФЗ О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации1 (ст. 13); иные передачи, продолжительность трансляции которых составляет менее 15 минут; другие передачи, продолжительность трансляции которых составляет от 15 до 60 минут, более чем два раза.
При использовании рекламы в виде наложений, в том числе способом бегущей строки, ее размер не должен превышать 7 площади кадра. Нужно отметить, что не запрещается ее использование в радиопостановках и художественных фильмах без согласия правообладателей, так как бегущая строка не прерывает радиопостановки и фильмы.
Распространение рекламы одного и того же товара, а равно рекламы о самом рекламодателе не должно осуществляться более двух раз общей продолжительностью не более двух минут в течение часа эфирного времени радио- и телепрограммы на одной частоте вещания.
Непосредственное отношение к ст. 11 Закона О рекламе имеет Европейская конвенция о трансграничном телевидении, принятая 5 мая 1989 г. в Страсбурге. В ней определена специальная дефиниция телевизионной рекламы: Реклама означает публичные объявления с целью содействия продаже, покупке или аренде товаров или услуг, развитию общественного дела или идеи либо достижению иного результата, необходимого рекламодателю, телевизионное время для передачи которой было предоставлено рекламодателю за вознаграждение или аналогичное встречное удовлетворение.
Нетрудно заметить, что это понятие шире определения рекламы, закрепленного в российском Законе, так как включает все виды рекламы, в том числе политическую и идеологическую.