Не допускается реклама всех видов оружия



В п. 14 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25 декабря 1998 г. № 37 сочтено неправомерным решение антимонопольного органа, признавшего нарушениями п. 2 ст. 16 Закона О рекламе объявления магистр белой магии, психолог об услугах по снятию венца безбрачия, невезения и

осуществлению предсказаний, о продаже пищевых добавок отечественного производства на основе лекарственных трав валерианы, левзеи, девясила, элеутерококка, так как из текста объявлений следовало, что предлагаемые товары не являются медикаментами, а услуги, очевидно, не относятся к числу медицинских. В связи с этим разрешений на подобные услуги и продажу подобных товаров не требуется.

Не допускается реклама всех видов оружия, вооружения и военной техники, за исключением рекламы боевого и служебного оружия, вооружения и военной техники, внесенных в перечень продукции военного назначения, экспорт и импорт которой в Российской Федерации осуществляются по лицензиям, а также разрешенного гражданского оружия, в том числе охотничьего и спортивного. Однако, если их реклама прямо или косвенно раскрывает технологию производства, способы боевого и специального применения оружия, вооружения и военной техники, то и такая реклама запрещена.

Реклама боевого и служебного оружия, а также вооружения и военной техники, внесенных в перечень продукции военного назначения, экспорт и импорт которой в Российской Федерации осуществляются по лицензиям, допускается только в изданиях, указанных в Законе Российской Федерации от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ Об оружии1, а также на специализированных выставках или на ярмарках-продажах, проводимых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Рекламу разрешенного гражданского оружия, в том числе охотничьего и спортивного, допускается помещать только в периодических печатных изданиях, специализирующихся на распространении рекламы, а также в иных периодических печатных изданиях, предназначенных для пользователей разрешенного гражданского оружия, и в местах применения охотничьего и спортивного оружия. Распространение рекламы разрешенного гражданского оружия в электронных СМИ допускается только после 22 часов местного времени.

Особенности рекламы финансовых, страховых, инвестиционных услуг и ценных бумаг обозначены в ст. 17 Закона О рекламе.

Так, при производстве, размещении и распространении рекламы финансовых (в том числе банковских), страховых, инвестиционных и иных услуг, связанных с пользованием

денежными средствами юридических и физических лиц, а также ценных бумаг не допускается:


  • приводить в рекламе количественную информацию, не имеющую непосредственного отношения к рекламируемым услугам или ценным бумагам;

  • гарантировать размеры дивидендов по простым именным акциям;

  • рекламировать ценные бумаги до регистрации проспектов их эмиссий;

  • представлять любого рода гарантии, обещания или предположения о будущей эффективности (доходности) деятельности, в том числе путем объявления роста курсовой стоимости ценных бумаг;

  • умалчивать хотя бы об одном из условий договора, если в рекламе сообщается о таких условиях.





Сформулированные в ст. 17 Закона О рекламе требования детализированы в специальных нормативных актах. Например, требования к рекламе на рынке ценных бумаг определены гл. 9 Федерального закона О рынке ценных бумаг.

Реклама кредитными организациями Российской Федерации и банками-нерезидентами своих услуг осуществляется в соответствии с Письмом ЦБ РФ от 30 декабря 1998 г. № 73-Т1.

При рекламировании ценных бумаг необходимо также руководствоваться Федеральным законом от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг2, в соответствии со ст. 4 которого запрещается рекламировать неограниченному кругу лиц ценные бумаги эмитентов, не раскрывающих информацию в объеме и порядке, предусмотренных законодательством о ценных бумагах для эмитентов, публично размещающих ценные бумаги. Вместе с ним ст.

5 Закона запрещает рекламу ценных бумаг, публичное размещение которых запрещено или не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства, но при этом не являющихся ценными бумагами.



Чаще всего банки нарушают правила об указании в рекламе всех условий договора, если в ней содержится хотя бы одно из таких условий. Например, если в рекламе банковских услуг сообщается процентная ставка по вкладам, то банк обязан

включить в рекламу все условия договора. Особенно важны для вкладчиков следующие условия: проводится ли страхование вкладов; допускается ли одностороннее снижение банком процентной ставки по вкладам граждан в связи с изменениями ставок рефинансирования Центробанком России и по другим причинам против ставки, установленной при заключении договора банковского вклада; допустимо ли досрочное расторжение договора вкладчиком и каковы его последствия; какую ответственность несет банк в случае отказа от выдачи вклада и дохода по нему после истечения срока договора.

Учитывая многочисленные случаи обмана путем распространения недостоверных сведений о ценных бумагах, в том числе в рекламе, мы могли бы воспринять опыт некоторых стран, защищающих потребителей рекламы ценных бумаг. Так, во Франции за рекламу ценных бумаг без лицензии предусмотрено лишение свободы на срок до пяти лет или штраф до 2,5 млн франков. В Великобритании инвестиционная деятельность без соответствующего разрешения, публикация вводящих в заблуждение отчетов, совершение обманных действий, нарушение правил рекламной деятельности рассматриваются как уголовные преступления.
1
СЗ РФ. - 1997. - № 2. - Ст. 244.
2
СЗ РФ. - 1997. - № 21. - Ст. 2487.
1
СЗ РФ. - 1997. - № 25. - Ст. 2942.
2
СЗ РФ. - 2001. - № 33 (Часть I). - Ст. 3430.
1
СЗ РФ. - 1995. - № 3. - Ст. 170.
1
СЗ РФ. - 1999. - № 18. - Ст. 2206.
1
БНА. - 1999. - № 39.
2
СЗ РФ. - 1998. - № 49. - Ст. 6059.
1
БНА. 1999. № 33.
2
БНА. 1998. № 28.
3
СЗ РФ. - 1998. - № 25. - Ст. 2897.
1
Текст ГОСТа опубликован в официальном издании Госстандарта России. М., ИПК изд-во стандартов. - 1997.
2
Российские вести. - 25 янв.; 1 февр. - 1996.
1
Положение о Министерстве РФ по связи и информатизации утверждено постановлением Правительства РФ от 28 марта 2000 г. № 265. - СЗ РФ. - 2000. - № 14. - Ст. 1498.
1
СЗ РФ. - 1997. - № 3. - Ст. 359.
2
СЗ РФ. - 1995. - № 48. - Ст. 4553.
3
В настоящее время этот Закон действует в редакции Федерального закона от 7 января 1999 г. № 18-ФЗ О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции. - СЗ РФ. - 1999. - № 2. - Ст. 245.
1
СЗ РФ. - 1998. - № 26. - Ст. 3006.
2
СЗ РФ. - 1998. - № 2. - Ст. 219.
1
СЗ РФ. - 1996. - № 51. - Ст. 5681.
1
Вестник Банка России. - 1998. - № 1.
2
СЗ РФ. - 1999. - № 10. - Ст. 1163.

Похожие публикации



Содержание раздела