В п. 14 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25 декабря 1998 г. № 37 сочтено неправомерным решение антимонопольного органа, признавшего нарушениями п. 2 ст. 16 Закона О рекламе объявления магистр белой магии, психолог об услугах по снятию венца безбрачия, невезения и
осуществлению предсказаний, о продаже пищевых добавок отечественного производства на основе лекарственных трав валерианы, левзеи, девясила, элеутерококка, так как из текста объявлений следовало, что предлагаемые товары не являются медикаментами, а услуги, очевидно, не относятся к числу медицинских. В связи с этим разрешений на подобные услуги и продажу подобных товаров не требуется.
Не допускается реклама всех видов оружия, вооружения и военной техники, за исключением рекламы боевого и служебного оружия, вооружения и военной техники, внесенных в перечень продукции военного назначения, экспорт и импорт которой в Российской Федерации осуществляются по лицензиям, а также разрешенного гражданского оружия, в том числе охотничьего и спортивного. Однако, если их реклама прямо или косвенно раскрывает технологию производства, способы боевого и специального применения оружия, вооружения и военной техники, то и такая реклама запрещена.
Реклама боевого и служебного оружия, а также вооружения и военной техники, внесенных в перечень продукции военного назначения, экспорт и импорт которой в Российской Федерации осуществляются по лицензиям, допускается только в изданиях, указанных в Законе Российской Федерации от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ Об оружии1, а также на специализированных выставках или на ярмарках-продажах, проводимых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Рекламу разрешенного гражданского оружия, в том числе охотничьего и спортивного, допускается помещать только в периодических печатных изданиях, специализирующихся на распространении рекламы, а также в иных периодических печатных изданиях, предназначенных для пользователей разрешенного гражданского оружия, и в местах применения охотничьего и спортивного оружия. Распространение рекламы разрешенного гражданского оружия в электронных СМИ допускается только после 22 часов местного времени.
Особенности рекламы финансовых, страховых, инвестиционных услуг и ценных бумаг обозначены в ст. 17 Закона О рекламе.
Так, при производстве, размещении и распространении рекламы финансовых (в том числе банковских), страховых, инвестиционных и иных услуг, связанных с пользованием
денежными средствами юридических и физических лиц, а также ценных бумаг не допускается:
Реклама кредитными организациями Российской Федерации и банками-нерезидентами своих услуг осуществляется в соответствии с Письмом ЦБ РФ от 30 декабря 1998 г. № 73-Т1.
При рекламировании ценных бумаг необходимо также руководствоваться Федеральным законом от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг2, в соответствии со ст. 4 которого запрещается рекламировать неограниченному кругу лиц ценные бумаги эмитентов, не раскрывающих информацию в объеме и порядке, предусмотренных законодательством о ценных бумагах для эмитентов, публично размещающих ценные бумаги. Вместе с ним ст.
5 Закона запрещает рекламу ценных бумаг, публичное размещение которых запрещено или не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства, но при этом не являющихся ценными бумагами.