Однако не всякое нарушение законодательства о рекламе влечет обязанность осуществить контррекламу. Так, необоснованное употребление в рекламе слова лучший безусловно обязывает к контррекламе, тогда как отсутствие в рекламе
лицензируемой деятельности номера лицензии и наименования органа, выдавшего ее или отсутствие в рекламе отметки подлежит обязательной сертификации не может быть опровергнуто контррекламой. Иногда она содержит решение антимонопольного органа о контррекламе. Нарушитель обязан осуществить контррекламу от своего имени, а не от имени антимонопольного органа.
Если контрреклама не произведена в установленный срок, то антимонопольный орган, принявший решение о контррекламе, вправе полностью или частично приостановить рекламу нарушителя до момента распространения им контррекламы. Данный орган обязан незамедлительно о своем решении поставить в известность всех контрагентов по договорам с нарушителем на производство, размещение и распространение его рекламы.
Как следует из положений раздела 4 Порядка рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе1, утвержденного приказом ГАК от 13 ноября 1995 г. № 147 (с изменениями от 11 марта 1999 г.), под неисполнением в срок решения о контррекламе понимается уклонение от исполнения либо несвоевременное исполнение, либо несоблюдение в установленные решением сроки указанных в нем средств распространения, характеристик продолжительности, пространства, места и порядка осуществления контррекламы, либо непредставление в срок достаточных доказательств осуществления контррекламы.
Принимая решение полностью или частично приостановить рекламу, МАП России (его территориальные органы) должно учитывать степень вины нарушителя и наступившие последствия, а также является ли реклама основным видом его деятельности. В решении должны быть указаны наименование нарушителя, его местонахождение, реклама как вид деятельности, которая подлежит приостановлению полностью или в соответствующей части (в какой именно части), факты, свидетельствующие о неисполнении в установленный срок решения о контррекламе, какие именно условия контррекламы нарушены при исполнении этого решения (относительно средства распространения, характеристики продолжительности, пространства, места и порядка осуществления контррекламы), порядок обжалования решения. Копия решения о полном или частичном приостановлении рекламы направляется сторонам по делу, а также рекламораспространителю, если нарушителем является рекламодатель и
(или) рекламопроизводитель, в трехдневный срок со дня его принятия. Действие этого решения прекращается после распространения контррекламы.
Контрреклама предполагает использование того же средства распространения, тех же характеристик продолжительности, пространства, места и порядка, что и опровергаемая (ненадлежащая) реклама. Содержание контррекламы согласовывается с МАП России (его территориальным органом), который принял соответствующее решение. В отдельных случаях антимонопольный орган допускает замену средств распространения, характеристик продолжительности, пространства, места и порядка осуществления контррекламы.
Законодательством Российской Федерации о рекламе установлены общая процедура и сроки рассмотрения дел о его нарушении антимонопольным органом.
Относительно каждого дела создается Комиссия по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе. Процесс заседания Комиссии фиксируется в протоколе, который подписывается ее председателем. В отсутствие сторон или их представителей дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные об их своевременном извещении и если от них не поступило мотивированное ходатайство об отложении дела.
Неявка заинтересованных лиц не служит препятствием к рассмотрению дела.
Дело рассматривается по месту нахождения нарушителя. Однако данное правило препятствует территориальным антимонопольным органам рассматривать дела о нарушении законодательства о рекламе, распространяемой центральными СМИ по всей территории России и потребляемой на местах. Рассмотрение дел территориальными антимонопольными органами тех регионов, где находятся непосредственные потребители рекламы центральных СМИ, снизило бы количество нарушений в данной сфере.