Правовое регулирование товарной политики
3.1. Общая характеристика товара в системе маркетинга
Товарная политика представляет собой систематическое принятие решений по всем аспектам разработки и управления продукцией фирмы, включая создание товарной марки и проблемы упаковки. В самом общем виде смысл товарной политики заключается в том, чтобы как можно дольше поддерживать удачные, переоценивать неудачные и устранять с рынка нежелательные продукты. Продукцию можно определять тремя способами: конкретно, расширенно и обобщенно.
Под конкретной продукцией понимается базовая физическая сущность товара, услуги, идеи, которая имеет точные характеристики и предлагается потребителю под заданным описанием, номером модели и т.д. Конкретная продукция может определяться, например, как коллекция Майкл Джордан - майка и шорты, изготовленные из 100-ного хлопка, разных размеров и цветов. Расширенная продукция включает не только конкретные характеристики, но и все, что составляет ее образ и возможные виды обслуживания.
Так, АМО ЗИЛ производит и предлагает потребителю не только широкий ассортимент грузовых автомобилей, но и комплектующие изделия - вплоть до применения метода compound, когда фирма закупает не производимые ею товары, например спецтехнику, и создает на их основе или доукомплектовывает ими свою продукцию. Обобщенная продукция определяет то, что продукт означает для потребителя, а не для продавца. Так, предлагая потребителям спортивные тренажеры,
компании по существу продают им не конкретный, а обобщенный продукт в виде положительных эмоций, повышения уровня здоровья.
Традиционно выделяют два основных типа продукции: потребительского и производственного назначения. Продукция потребительского назначения - это товары, услуги, предназначенные для конечного потребителя, для личного, семейного или домашнего использования. К продукции производственного назначения можно отнести: сырье, станки, машины и оборудование для изготовления товаров потребительского назначения; услуги - юридическое и маркетинговое консультирование, услуги рекламных агентств.
Товарная политика тесно связана с жизненным циклом продукта, под которым понимается концепция (разработана Т. Левиттом в 1965 г.), описывающая его сбыт, потребителей, конкурентов, стратегию маркетинга с момента появления продукта на рынке до его снятия с рынка. С точки зрения маркетинга, концепция жизненного цикла продукта важна по ряду причин: обнаружено, что жизнь продукта стала короче; создание новой продукции требует все больших инвестиций; изучение жизненного цикла продукта дает возможность предвидеть изменения во вкусах потребителей, в поведении конкурентов, а следовательно, более точно определить товарный ассортимент, о котором пойдет речь ниже.
Виды жизненных циклов продукта заметно отличаются друг от друга как по продолжительности, так и по форме. Традиционно специалисты выделяют следующие формы жизненного цикла продукта: традиционная кривая; классическая кривая (бум); кривая увеличения; кривая продолжительного увеличения; сезонная кривая (кривая моды); кривая ностальгии; кривая провала1. В жизненном цикле продукта принято выделять различные фазы (часто не очень четко различающиеся), на каждой из которых необходимо применять различные стратегии маркетинга ( 3.1).
Фаза внедрения (выведение на рынок) включает создание рынка для нового продукта. При разработке стратегии маркетинга для данного этапа необходимо учитывать следующее:
3.1. Жизненный цикл продукта
Фаза зрелости требует предпринимать попытки сохранения отличительных преимуществ продукта как можно дольше. Основу стратегии маркетинга на данном этапе составляют следующие положения:
зрелый продукт дает минимальный риск, стабилен по сбыту и прибылям;
Фаза насыщения1 предполагает прекращение роста объемов сбыта при некотором росте рентабельности, если достигается существенное снижение производственных затрат.
Наконец, фаза спада предполагает сокращение количества производимого продукта и затем, возможно, прекращение его производства.
Стратегия маркетинга базируется на том, что:
Прекращая производство, решают вопросы о выпуске - в период эксплуатации продукции - запасных частей (например, для мотоциклов и т.п.), о соблюдении гарантийных обязательств (гарантийный и послегарантийный ремонт) и др.
Так что же такое товар? Закон РФ О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках дает определение товара как продукта деятельности (включая работы, услуги), предназначенного для продажи или обмена. Вместе с тем товар представляет собой сложное многогранное понятие, основными составляющими которого с точки зрения маркетинга выступают:
1) потребительская ценность, или полезность, - способность произведенной продукции удовлетворять конкретные запросы определенных целевых групп потребителей;
2) наличие спроса на продукцию на рынке, т.е. приемлемая цена, которая соответствует прежде всего уровню платежеспособного спроса определенной целевой группы потребителей;
3) рыночный имидж товара.
Товар должен быть ориентирован по всем этим составляющим на конкретную целевую группу, сегмент рынка, на решение определенных проблем и удовлетворение потребностей потребителей. Например, рынок перевозок можно делить на следующие ниши: воздушные, морские, речные, железнодорожные, автомобильные.
Все три аспекта характеризуют требования к товару со стороны потребителя. Такой маркетинговый подход особенно хорошо проявляется в стратегии так называемого фирменного товара, включающей следующие моменты.
Фирменный товар легко выделяется из общей массы и вызывает в сознании потребителей положительные ассоциации. Его символом служит товарный знак, создание и использование которого, кроме всего прочего, является важной составной частью товарной политики в маркетинге.
1
См.: Маркетинг: Учебник / Под ред. А.Н. Романова. - М., 1995. - С. 126.
1
Нередко фазы зрелости и насыщения в силу их несущественных различий объединяют в одну фазу зрелости.