6.8. Ответственность за нарушение российского законодательства о конкуренции
В случае нарушения антимонопольного законодательства коммерческие и некоммерческие организации (их руководители),
федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (их должностные лица), граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны в соответствии с предписаниями федерального антимонопольного органа прекратить нарушение, восстановить первоначальное положение, расторгнуть договор или внести в него изменения, заключить договор с другим хозяйствующим субъектом, отменить акт, не соответствующий законодательству, перечислить в федеральный бюджет прибыль, полученную в результате нарушения, осуществить реорганизацию в форме разделения или выделения с соблюдением установленных условий и сроков, выполнить иные действия, предусмотренные предписанием.
Согласно ст. 22.1 Закона о конкуренции за виновные противоправные деяния, нарушающие антимонопольное законодательство, лица несут гражданско-правовую, административную либо уголовную ответственность.
В зависимости от вида и меры ответственности она может возлагаться антимонопольным органом или судом. В компетенцию федерального антимонопольного органа (территориального органа) входит право делать предупреждения и налагать штрафы на коммерческие и некоммерческие организации, их руководителей, индивидуальных предпринимателей, а также на должностных лиц органов исполнительной власти и местного самоуправления за нарушение антимонопольного законодательства.
Новый КоАП РФ содержит ряд статей, предусматривающих ответственность за некоторые правонарушения в рассматриваемой сфере. Так, статья 14.9 (Ограничение свободы торговли) за действия должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или должностных лиц органов местного самоуправления, направленные на незаконное ограничение свободы торговли, т.е. недопущение на местные рынки товаров из других регионов Российской Федерации либо запрещение вывоза местных товаров в другие регионы Российской Федерации, предусматривает наложение административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти МРОТ. Административная ответственность за некоторые нарушения антимонопольного законодательства устанавливается также статьями 19.5 и 19.8 КоАП РФ.
Согласно ст. 26 Закона о конкуренции в случае, если принятым в нарушение антимонопольного законодательства актом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органа местного
самоуправления (в том числе федерального антимонопольного органа) либо неисполнением или ненадлежащим исполнением указанными органами своих обязанностей, а также действиями (бездействием) субъекта хозяйственной деятельности, нарушающими антимонопольное законодательство, причинены убытки какому-либо лицу, они возмещаются через суд в соответствии с гражданским законодательством.
Особо следует остановиться на вопросах уголовной ответственности, которая предусмотрена ст. 178 УК РФ за монополистические действия и ограничение конкуренции. В соответствии с п. 1 данной статьи за монополистические действия, совершенные путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен, за ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен устанавливается наказание в виде штрафа в размере от 200 до 500 МРОТ или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо ареста на срок от четырех до шести месяцев, либо лишения свободы на срок до двух лет. Согласно п. 2 ст.
178 УК РФ за те же деяния, совершенные неоднократно либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (квалифицированный состав), предусмотрено более строгое наказание (штраф в размере от 500 до 700 МРОТ или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо лишение свободы на срок от двух до пяти лет).
178 УК РФ. Установление монопольно высоких (низких) цен, раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков) тоже охватываются диспозицией ч. 1 ст. 178 УК РФ.
Ряд других действий, определенных в Законе о конкуренции как нарушение антимонопольного законодательства, также напрямую связаны с преступлениями. Например, изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен (абз. 1 п. 1 ст. 5 Закона о конкуренции), чаще всего связано с установлением монопольно высоких цен; навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора, необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента и др. (абз.
2 п. 1 ст. 5 Закона о конкуренции) являются одной из форм ограничения доступа на рынок.
С учетом всего этого можно заключить, что в данной сфере законодатель возлагает на правоохранительные органы обязанность прибегать к уголовному преследованию в большинстве
случаев за нарушения действующего антимонопольного законодательства, в то время как для устранения некоторых упомянутых нарушений достаточно прибегнуть к гражданско-правовым и (или) административным мерам ответственности.