Операции по банковским счетам



Особо следует остановиться на анализе законодательства, устанавливающего условия и порядок реализации права на доступ к банковской тайне недавно созданного в нашей стране уполномоченного органа, осуществляющего меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, - Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу1. В соответствии со ст. 26 Закона о банках и банковской деятельности в редакции Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 121-ФЗ2, вступившего в силу с 1 февраля 2002 г., информация по операциям юридических лиц. граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц предоставляется кредитными организациями в КФМ России в случаях, порядке и объеме, которые предусмотрены Федеральным законом О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

В соответствии со ст. 6 данного Закона операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязатель ному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 руб., а по своему характеру данная операция относится, в частности, к одному из следующих видов:

1) операции с денежными средствами в наличной форме:

снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, когда это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;


  • покупка или продажа наличной иностранной валюты;

  • приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;

  • получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;

  • обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;

  • внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме;



2) зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон являетсяфизическое или юридическое лицо, имеющее соответственнорегистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), в отношении которого (которой) имеютсясведения о незаконном производстве наркотических средств, либо одной из сторон является лицо - владелец счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяетсяПравительством РФ и подлежит опубликованию;

3) зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон являетсяфизическое или юридическое лицо, имеющее соответственнорегистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), в котором (на которой) не предусмотрено раскрытие или представление информации при проведениифинансовых операций, либо одной из сторон является лицо - владелец счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств(территорий) определяется Правительством РФ по согласованиюс Банком России на основе перечней, утвержденных международными организациями, занимающимися противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и подлежит опубликованию;

4) операции по банковским счетам (вкладам):


  • размещение денежных средств во вклад (на депозите) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя;



  • открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением на нем денежных средств в наличной форме;



  • перевод денежных средств за границу на счет (во вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (с вклада), открытого на анонимного владельца;

  • зачисление на свой счет или списание со своего счета денежных средств юридическим лицом, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо юридическим лицом, операции по счетам которого не производились с момента их открытия.



Согласно Федеральному закону О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем кредитные организации обязаны:



1) идентифицировать личность, которая совершает операциис денежными средствами или иным имуществом, подлежащиеобязательному контролю, либо открывает счет (депозитный вклад),по предъявляемым документам;

2) документально фиксировать и представлять в КФМ Россиине позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, следующие сведения по операциям с денежными средствамиили иным имуществом, подлежащим обязательному контролю:


  • вид операции и основания ее совершения;

  • дату осуществления операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена;

  • сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию (данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность), адрес его места жительства или места пребывания;

  • наименование, идентификационный номер налогоплательщика, регистрационный номер, место регистрации и адрес места нахождения юридического лица, совершающего операцию;

  • сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция с денежными средствами или иным имуществом, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес его места жительства или места нахождения;

  • сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, совершающего операцию от имени другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, адрес места жительства представителя;



  • сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и его представителя, в том числе идентификационный номер налогoплательщика (при его наличии), адрес места жительства или места нахождения получателя и его представителя, если это предусмотрено правилами совершения соответствующей операции;



3) представлять вышеуказанную информацию и документы (или заверенные в установленном порядке копии документов), подтверждающие эту информацию, в КФМ России также по его письменному запросу. Такие запросы обычно делаются в целях:


  • проверки достоверности получаемой информации и выявления операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем;

  • обеспечения взаимодействия и информационного обмена с компетентными органами иностранных государств в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в рамках выполнения обязательств по соответствующим международным договорам Российской Федерации.



Необходимо отметить, что КФМ России вправе запрашивать сведения по операциям (сделкам) с денежными средствами или иным имуществом, совершенным до вступления в силу Федерального закона О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем (1 февраля 2002 г.). Однако КФМ России вправе направить такой письменный запрос только на основании международного поручения или письменного запроса о проверке законности проведенных операций (сделок), поступившего в Комитет в силу соответствующего международного договора Российской Федерации.

Кредитные организации должны представить банковскую информацию и документы в КФМ России в течение пяти рабочих дней с даты получения запроса. С учетом объема, характера и содержания запрашиваемых информации и документов Комитет может определить иной срок их представления. При этом важно сделать акцент на то, что кредитные организации по возможности должны представлять в КФМ России также документы и справочные материалы, не указанные в письменном запросе, но необходимые, по мнению организации, для эффективной реализации Федерального закона О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем (см. Положение о представлении информации в КФМ России организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, утвержденное постановлением Правительства РФ от 17 апреля 2002 г. № 2451 и Порядок представления

кредитными организациями в КФМ России сведений, предусмотренных Федеральным законом О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, установленный в Положении ЦБР от 28 ноября 2001 г. № 161-П1).

Работники кредитных организаций, представляющих соответствующую информацию в КФМ России, не вправе информировать об этом своих клиентов или иных лиц. Подчеркнем, что представление в КФМ России сведений и документов работниками кредитных организаций в целях и порядке, предусмотренных рассматриваемым Законом, не является нарушением служебной, банковской, налоговой и коммерческой тайны.

Контроль за исполнением кредитными организациями и их филиалами Федерального закона О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией внутреннего контроля осуществляется Банком России в порядке, предусмотренном Положением ЦБР от 28 ноября 2001 г. № 160-П2.

Похожие публикации



Содержание раздела