Особо следует остановиться на анализе законодательства, устанавливающего условия и порядок реализации права на доступ к банковской тайне недавно созданного в нашей стране уполномоченного органа, осуществляющего меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, - Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу1. В соответствии со ст. 26 Закона о банках и банковской деятельности в редакции Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 121-ФЗ2, вступившего в силу с 1 февраля 2002 г., информация по операциям юридических лиц. граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц предоставляется кредитными организациями в КФМ России в случаях, порядке и объеме, которые предусмотрены Федеральным законом О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
В соответствии со ст. 6 данного Закона операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязатель ному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 руб., а по своему характеру данная операция относится, в частности, к одному из следующих видов:
1) операции с денежными средствами в наличной форме:
снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, когда это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;
2) зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон являетсяфизическое или юридическое лицо, имеющее соответственнорегистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), в отношении которого (которой) имеютсясведения о незаконном производстве наркотических средств, либо одной из сторон является лицо - владелец счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяетсяПравительством РФ и подлежит опубликованию;
3) зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон являетсяфизическое или юридическое лицо, имеющее соответственнорегистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), в котором (на которой) не предусмотрено раскрытие или представление информации при проведениифинансовых операций, либо одной из сторон является лицо - владелец счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств(территорий) определяется Правительством РФ по согласованиюс Банком России на основе перечней, утвержденных международными организациями, занимающимися противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и подлежит опубликованию;
4) операции по банковским счетам (вкладам):
Согласно Федеральному закону О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем кредитные организации обязаны:
3) представлять вышеуказанную информацию и документы (или заверенные в установленном порядке копии документов), подтверждающие эту информацию, в КФМ России также по его письменному запросу. Такие запросы обычно делаются в целях:
Необходимо отметить, что КФМ России вправе запрашивать сведения по операциям (сделкам) с денежными средствами или иным имуществом, совершенным до вступления в силу Федерального закона О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем (1 февраля 2002 г.). Однако КФМ России вправе направить такой письменный запрос только на основании международного поручения или письменного запроса о проверке законности проведенных операций (сделок), поступившего в Комитет в силу соответствующего международного договора Российской Федерации.
Кредитные организации должны представить банковскую информацию и документы в КФМ России в течение пяти рабочих дней с даты получения запроса. С учетом объема, характера и содержания запрашиваемых информации и документов Комитет может определить иной срок их представления. При этом важно сделать акцент на то, что кредитные организации по возможности должны представлять в КФМ России также документы и справочные материалы, не указанные в письменном запросе, но необходимые, по мнению организации, для эффективной реализации Федерального закона О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем (см. Положение о представлении информации в КФМ России организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, утвержденное постановлением Правительства РФ от 17 апреля 2002 г. № 2451 и Порядок представления
кредитными организациями в КФМ России сведений, предусмотренных Федеральным законом О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, установленный в Положении ЦБР от 28 ноября 2001 г. № 161-П1).
Работники кредитных организаций, представляющих соответствующую информацию в КФМ России, не вправе информировать об этом своих клиентов или иных лиц. Подчеркнем, что представление в КФМ России сведений и документов работниками кредитных организаций в целях и порядке, предусмотренных рассматриваемым Законом, не является нарушением служебной, банковской, налоговой и коммерческой тайны.
Контроль за исполнением кредитными организациями и их филиалами Федерального закона О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией внутреннего контроля осуществляется Банком России в порядке, предусмотренном Положением ЦБР от 28 ноября 2001 г. № 160-П2.