Эти и другие вышеназванные обстоятельства определяют необходимость некой сравнительной оценки маркетинговых исследований с научно-исследовательскими работами (НИР). Нетрудно заметить, что итогом тех и других является маркетинговая или научно-техническая информация. Таким образом, продукт в обоих случаях имеет нематериальный характер, хотя и закрепляется на материальных носителях с целью предоставления заказчику. Между тем объектом отношений, возникающих в связи с выполнением НИР, является творческое решение конкретной проблемы, вопроса науки или техники, представляющее собой конечный результат научных исследований, продукт интеллектуального творчества.
Иными словами, характерная черта научных исследований - их творческий характер. В результате этих исследований, что очень важно, возникает новый объект интеллектуального творчества. Выполнение НИР как правило
приводит к созданию объектов интеллектуальной собственности - авторских произведений, изобретений, промышленных образцов, ноу-хау, условия использования которых предполагают специальное соглашение заинтересованных сторон. Что касается маркетинговых исследований, то они, как отмечалось, тоже проводятся с использованием различных научных приемов и методов и, разумеется, связаны с творческими усилиями. Но маркетинговые исследования могут быть осуществлены любым маркетологом, обладающим необходимыми знаниями и навыками работы, и не приводят к созданию нового объекта интеллектуального творчества.
И еще. В связи с творческим характером научной деятельности в ходе НИР может быть выявлена вероятность получения отрицательного результата и невозможности завершения работ или иная творческая неудача. Однако невозможность достичь ожидаемых результатов научных исследований не является нарушением законодательства в данной области, ибо творческий риск представляет неотъемлемый элемент НИР. В этой связи ст. 775 ГК РФ регламентирует последствия выявления невозможности получения результата, предусмотренного договором о выполнении НИР, и возлагает риск недостижения желаемого результата на заказчика.
Это правило имеет обязательный характер. Требованием признания правомерности указанных оснований является отсутствие вины исполнителя, объективность обстоятельств, вследствие которых прекращаются договорные отношения. Бремя доказывания объективности таких обстоятельств лежит на исполнителе, однако решение прекратить работы должно быть согласовано с заказчиком.
При соблюдении названных условий в действиях исполнителя не усматривается нарушение договорных обязательств и сохраняется в силе встречное обязательство заказчика об оплате работ. Размер оплаты в подобном случае ограничивается договорной ценой той части работ, которые были проведены на момент получения данных, свидетельствующих о нерешаемости поставленной задачи.
Если говорить о проведении маркетинговых исследований, то здесь неполучение результата следует рассматривать как нарушение договора, поскольку в отличие от НИР, где освобождение от ответственности за получение отрицательного результата связано с творческим характером выполняемых работ, для маркетинговых исследований элемент творчества не характерен. Несмотря на некоторое сходство указанных видов деятельности, выражающееся в сходстве результата, выраженного в нематериальном объекте - в одном случае маркетинговой, в другом
научно-технической информации, объективированном в виде отчета, а также использовании научных методов и приемов, все-таки маркетинговые исследования не обладают той степенью творчества, которая свойственна НИР.
Таким образом, отношения, складывающиеся в связи с проведением маркетинговых исследований, нуждаются в специфическом правовом регулировании, отличающемся от правового регулирования НИР. Сказанное, разумеется, не означает, что отдельные элементы договора на выполнение НИР не могут использоваться при составлении договора на проведение маркетинговых исследований.
Обращаясь к анализу как специфики самих маркетинговых исследований, так и специфики их результатов обнаруживается некоторое сходство по данным признакам маркетинговых исследований с проектно-изыскательскими работами. Хотя нужно отметить ряд особенностей, отличающих маркетинговые исследования от проектно-изыскательских работ:
При составлении и заключении договоров на выполнение маркетинговых исследований сторонам следует руководствоваться общими нормами гражданского законодательства о заключении и исполнении договора, об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств и т.д., а также нормами, регулирующими аналогичные правоотношения, содержащимися в главах 37 (Подряд), 38 (Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ) и 39 (Возмездное оказание услуг) ГК РФ.
Сторонами договора на выполнение маркетинговых исследований следует обозначить заказчика и исполнителя. В качестве исполнителя могут выступать маркетинговые фирмы и рекламные агентства, специализирующиеся на проведении маркетинговых исследований научно-исследовательские организации, колледжи, высшие учебные заведения, физические лица, обладающие нужными навыками и располагающие необходимой для этого материально-технической базой и т.д. В соответствии со спецификой маркетинговых исследований и их направленностью на решение предпринимательских задач в роли заказчиков прежде всего могут выступать коммерческие организации и индивидуальные предприниматели.
В то же время маркетинг все активнее проникает и в некоммерческую сферу. Скажем, средства и методы современного маркетинга нередко применяются бюджетными учебными заведениями для привлечения учащихся, а
также общественными организациями и политическими деятелями применительно к их сфере деятельности. Поэтому заказчиками могут быть и некоммерческие организации, включая органы государственной власти, а также граждане.
С юридической точки зрения при анализе содержания договора на выполнение маркетинговых исследований необходимо определить его существенные условия. Согласно ч. 2 п. 1 ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, а также те, что названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для данного вида, и все условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Рассматриваемая договорная конструкция не предусмотрена ГК РФ или другими правовыми актами и не предполагает специально регламентированных существенных условий, без согласования которых договор считается незаключенным.
Предмет договора на выполнение маркетинговых исследований предполагает четкое определение проблемы, подлежащей разрешению исполнителем, объекта исследования (например, определенной отрасли хозяйства, вида деятельности, определенной группы потребителей (сегмента рынка), товара и его качественных характеристик, влияющих на конкурентоспособность, рекламы заказчика и ее эффективности, распределительной сети и т.п.), территории его проведения (района, города, отдельного региона, определенной страны), целей, характера, направлений и объема подлежащих выполнению работ, в том числе касающихся получения информации о возможностях и перспективах ведения интересующей заказчика деятельности, а также требований к ожидаемому результату. Указанные моменты могут быть оформлены в виде отдельного задания заказчика.