5.6. Договор коммерческой концессии (франчайзинга) как форма, опосредующая вертикальную сбытовую маркетинговую систему
Одной из наиболее интересных моделей организации современных сбытовых маркетинговых систем, способствующих развитию товародвижения, является франчайзинг (или франшиза). Он основан на предоставлении как правило крупной корпорацией тем или иным субъектам предпринимательской деятельности прав действовать от ее имени, а также других привилегий и Льгот. Здесь возникло несколько вариантов организации - в зависимости от того, кто и по отношению к кому предоставляет определенные привилегии и льготы. В американском автомобилестроении, например, стало популярным спонсорство и предоставление других привилегий производителями по отношению к розничным торговцам.
Производитель также может наделять привилегиями оптовых продавцов, берущих на себя ряд его функций. К примеру, компания Coca-Cola выдает соответствующие лицензии ряду оптовиков, которые, покупая у компании-производителя концентрат сиропа, сами производят разлив и продают бутылки с напитками розничным торговцам.
Франчайзинг получил свое распространение в области распределения товаров, работ и услуг системы бензозаправочных станций, автомастерских, автошкол, предприятий по прокату автомобилей, ремонтно-строительных предприятий, салонов моды и косметических услуг, аптек, ресторанов, фирм по ремонту бытовой и электронной аппаратуры, компаний мотель-бизнеса и др.
Первые элементы франчайзинга появились в США в середине XX столетия, однако его активное применение началось в конце 70-х годов, после либерализации антитрестовского законодательства США. Сегодня франчайзинг получил распространение и признан самостоятельным объектом правового регулирования более чем в 80 странах мира. В России франчайзинг как реально существующая разновидность маркетинговых отношений только начинает зарождаться.
Например, на основе франчайзинга действуют всемирно известные иностранные корпорации в сфере быстрого приготовления пищи, такие, как Макдоналдс, Пицца-хат, Ростикс и др.
Согласно определению экспертов ВОИС, франчайзинг - это договор, по которому одно лицо (правообладатель, или франчайзер),
имеющее разработанную систему ведения определенной деятельности, разрешает другому лицу (франчайзи) использовать эту систему согласно требованиям владельца франшизы в обмен на вознаграждение. Продажа товаров и услуг на условиях франшизы (льгот, привилегий) в развитых странах в последнее время значительно возрастает, а, по оценкам зарубежных и отечественных маркетологов, франчайзинг рассматривается как одна из наиболее прогрессивных систем каналов товародвижения.
Обычно по договору франшизы франчайзер предоставляет франчайзи весь комплекс принадлежащих ему прав интеллектуальной собственности - фирменное наименование, товарные знаки и знаки обслуживания, изобретения и промышленные образцы, ноу-хау, произведения, охраняемые авторским правом, и т.п. При этом исключительные права передаются на условиях франшизы, т.е. на льготной и привилегированной основе. Помимо передачи права на интеллектуальную собственность франчайзер должен оказывать франчайзи организационную, техническую, маркетинговую помощь, поддерживать его по другим вопросам хозяйственной деятельности.
Конструкция франчайзинга предполагает обоюдную заинтересованность его участников в совместной маркетинговой деятельности. Так, франчайзи на отведенной ему территории надежно защищен фирменным наименованием и торговой маркой франчайзера, пользуется его технологическими разработками, маркетинговыми приемами и опытом. В то же время для правообладателя франчайзинг является наиболее удобным средством расширения своего бизнеса: он избавлен от необходимости открывать филиалы и дочерние общества для развития своей деятельности.
Предприятия пользователей группируются в интегрированную маркетинговую систему правообладателя, который в связи с зависимостью франчайзи от исключительных прав франчайзера и принятием предприятиями-франчайзи на себя обязательств придерживаться в своей деятельности стандартов и качества не ниже франчайзера, сохраняет над ними практически такой же контроль, как если бы они в действительности были его подразделениями или филиалами. Все это дает возможность в течение относительно короткого срока создавать эффективные маркетинговые системы сбыта в виде разветвленных сетей фирменных магазинов, ресторанов, гостиниц, автосервисов и т.п.
Передача пользователю документации, профессионального опыта нужна ему для надлежащей маркетинговой деятельности, а получение лицензий - для реализации предоставленных ему прав на использование соответствующих объектов интеллектуальной собственности. Следует также иметь в виду, что если договором коммерческой концессии не предусмотрено иное, то
правообладатель обязан обеспечить регистрацию договора коммерческой концессии согласно п. 2 ст. 1028 ГК РФ, оказывать пользователю постоянное техническое и консультационное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников (в частности, по различным аспектам организации предпринимательской деятельности, в том числе менеджменту, созданию маркетинговой системы сбыта, ценообразованию, товарной политике, маркетинговым коммуникациям, ведению учета и отчетности), контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основании договора коммерческой концессии (п. 2 ст.
1031 ГК РФ).
Пункт 2 ст. 1027 ГК РФ предусматривает необходимость согласования в договоре коммерческой концессии объема передаваемых прав (территории, охватываемой концессией, вида деятельности, количества выпускаемых или продаваемых товаров, объема работ или услуг и т.п.), что обусловливается нематериальным характером объектов этих прав, возможностью их одновременного использования неограниченным кругом лиц. Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть только коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
Статья 1032 ГК РФ с учетом характера и особенностей деятельности, осуществляемой пользователем по договору коммерческой концессии, возлагает на него следующие обязанности: