АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕРЫ ДЕРЕГУЛИРОВАНИЯ


Одним из индикаторов излишней жесткости несомненно станет массовость нарушений нормы. Отдельное изучение массово нарушаемых норм поможет выявить явно избыточные и вредные и соответственно скорректировать их в сторону создания благоприятных условий для развития предпринимательства.

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕРЫ ДЕРЕГУЛИРОВАНИЯ
Предлагается следующая последовательность и направление усилий действующей исполнительной власти, направленных на дерегулирование предпринимательства в России:
1. Разработка первоочередных мер по дерегламентации хозяйственной деятельности и преодолению административных барьеров (2000 г.).
2. Разработка и реализация среднесрочных программ по дерегулированию хозяйственной деятельности (соответственно до 2003, 2006, 2009 гг.).
3. Создание правительственной комиссии по преодолению административных барьеров (2000 г.).
4. Создание федерального органа по дерегулированию хозяйственной деятельности (2000 г.).
5. Создание федерального органа по анализу эффективности ведомственных нормативных актов, регламентирующих хозяйственную деятельность (2000 г.).
6. Создание административных механизмов по дерегулированию на региональном и муниципальном уровне. Методическое обеспечение их деятельности и организация информационного взаимодействия с федеральным органом по дерегулированию (2000-2001 гг.).
7. Создание административных механизмов по анализу эффективности ведомственных нормативных актов, регламентирующих хозяйственную деятельность на региональном и муниципальном уровне. Методическое обеспечение их деятельности и организация информационного взаимодействия с федеральным органом по дерегулированию (2000-2001 гг.).
 
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕРЕГУЛИРОВАНИЯ
Улучшение инвестиционного климата зависит не только от федеральных, но в еще большей степени от региональных органов власти. Действия последних могут сделать безрезультатными все предпринимаемые центральными властями усилия. Конечно, есть регионы, где руководство проводит вполне рациональную экономическую политику. Но нередко действия региональных властей вступают в противоречие с общефедеральными целями и задачами.

И федеральные органы власти должны предпринять определенные усилия, чтобы добиться проведения скоординированной политики центра и регионов.
В силу сложившегося распределения полномочий и сфер ведения между Федерацией и ее субъектами федеральные органы власти далеко не всегда могут осуществлять прямое регулирование в тех или иных областях. Поэтому разрабатываемые меры федерального центра, нацеленные на совершенствование механизмов регулирования на региональном уровне, должны учитывать возможные границы федерального вмешательства. В связи с этим ниже предлагаются направления изменений во взаимоотношениях центра и регионов в тех сферах, в которых:

  •  федеральное законодательство может существовать и существует, и регионы его нарушают;

  •  федерального законодательства нет, но целесообразно его разработать и принять;

  •  федерального законодательства нет и не может быть в силу установленного разграничения сфер ведения.


Во всех этих сферах предлагается усилить федеральное регулирование происходящих в регионах процессов. Помимо этого существует еще одна сфера, в которой федеральное регулирование должно быть, наоборот, сокращено, то есть должен произойти отказ от уже существующего законодательства, регламентирующего действия региональных властей.

НАРУШЕНИЯ РЕГИОНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА


Сам по себе факт нарушения регионами федерального законодательства является неприемлемым. Однако, как показывает накопленный опыт, несмотря на определенное улучшение ситуации, кардинально изменить ее не удается уже на протяжении многих лет. Во избежание противостояния между федеральными и региональными властями необходим специфический подход к различным нарушениям федерального законодательства.
Особенно выделяются нарушения, которые совершенно однозначно мешают нормальному развитию экономики страны.
К их числу относятся:
 


  • введение межрегиональных барьеров на ввоз или вывоз товаров;


 


  • введение межрегиональных барьеров на перемещение рабочей силы;




 


  • введение не предусмотренных федеральным законодательством (Налоговым кодексом) региональных и местных налогов;


 


  • незаконное регулирование цен и торговых надбавок.


Большинство подобных решений устанавливаются органами исполнительной власти различных уровней. Незаконные внутренние таможенные барьеры, как правило, устанавливаются губернаторами; незаконные налоги - руководителями городских и районных администраций.
Однако такие меры иногда также инициируются органами представительной власти субъектов Федерации (которые в большинстве регионов находятся под контролем глав исполнительной власти регионов).
В таком случае в соответствии с законодательством и разъяснениями КС РФ суды общей юрисдикции не имеют права принимать решения об отмене подобных законодательных актов - это привилегия
самого КС РФ. Правда, в соответствии с недавно принятым решением КС региональные суды могут приостанавливать действие таких актов. Президент РФ не имеет права ни отменять, ни приостанавливать акты законодательных органов власти субъектов Федерации.

Между тем срок рассмотрения подобных дел в КС РФ выходит за всякие разумные пределы и может растягиваться на годы.
К числу наиболее распространенных нарушений относится запрет на вывоз из региона продукции АПК и товаров народного потребления, запрет на ввоз в регион крепких спиртных напитков и пива, произведенных в других регионах. Региональные поборы обычно взимаются с предприятий региона в некий фонд, контролируемый региональной администрацией, или же региональному бизнесу предписывается обязательное приобретение определенных товаров, документов и пр. Как показывает практика, фонды могут быть учреждены даже частными лицами (Москва, Калининградская область, Тыва).

В ряде регионов взимается плата за въезд иногороднего автомобиля (Новосибирск, Алтай). Более чем в сорока регионах РФ действуют запреты или индивидуальные разрешительные ограничения на перемещение товаров. Более чем в двадцати пяти регионах введены незаконные налоги.
Постановления региональных руководителей иногда предусматривают регулирование цен более чем на 20 наименований ";товаров первой необходимости";. В список таких товаров попадают ликеро-водочные изделия, минеральная вода, копченые колбасы. Причем, зачастую нарушения происходят с согласия федеральных властей. (Так Е. Примаков, будучи премьер-министром, публично одобрил практику введения незаконных налогов в Мордовии, прокурор Краснодарского края отказался опротестовать постановления, вводящие внутренние таможенные барьеры, под предлогом их ";целесообразности";, а прокурор Иркутской области призвал возбуждать уголовные дела против тех, кто ";необоснованно завышает цены";.)
Выпускаются постановления, содержащие неформализованные требования к экономическим агентам (например, поддерживать ";обоснованные"; цены), что дает возможность по произволу трактовать их действия и применять санкции. (Это особенно характерно для Красноярского края, где одно из постановлений губернатора предписывало предпринимателям иметь ";копии протоколов о согласовании цен с потребителями";.)
В ряде случаев решения, принятые на федеральном уровне, позволяют органам исполнительной власти на местах произвольно истолковывать их смысл и брать
на себя выполнение не свойственных им функций. Например, мотивируя свои
действия заботой о социальной защите населения, правительство принятием постановления № 347 от 29 марта 1999 г. инициировало введение тотального регулирования цен на лекарственные средства. Уровень отпускных цен организаций оптовой торговли ограничивается суммой цены поставки, которая не должна превышать цену, внесенную в государственный реестр цен на лекарственные средства и оптовой надбавки, определение которой отнесено к компетенции региональных властей. В результате, согласно закону, можно установить нулевой уровень предельной торговой надбавки. Да и уровень в 5, в 10% обычно не покрывает даже минимальных затрат, между тем такие пределы устанавливаются.

Сравнительный анализ оптовых цен по прайс-листам дистрибьюторов и отпускных цен на лекарства, зафиксированных в опубликованном вышеупомянутом реестре, показывает, что в тех регионах, где не пошли по пути введения искусственных ограничений, средние оптовые цены для многих лекарственных средств оказываются даже ниже зарегистрированных, то есть они по существу регулируются рыночным механизмом.
Нарушения такого рода можно пресекать следующими мерами.
Необходимо разработать закон о порядке снятия с должности избранных руководителей регионов по решению федеральных властей. Основанием для отстранения от должности может быть установленное Верховным судом РФ издание нормативных актов, грубо нарушающих Конституцию и законодательство РФ. Одним из важнейших положений этого закона должен являться запрет на участие в последующих выборах снятых с должностей руководителей. (Данные предложения могут быть реализованы в долгосрочной перспективе.

Целесообразна планомерная подготовка политических элит РФ, в частности членов Совета Федерации, обладающих достаточной возможностью для того, чтобы блокировать подобные перемены.



Содержание раздела