споров. Самообложение позволяет деперсонализировать процесс налогового администрирования, что значительно уменьшает контакты налоговой службы и налогоплательщиков и тем самым сокращает возможности для ";улаживания"; налоговых обязательств.
Целью дерегулирования в налоговом администрировании должно стать достижение максимального уровня согласия налогоплательщиков на уплату налогов. Это означает, что издержки, связанные с самим процессом обложения (например, время, необходимое на заполнение и сдачу деклараций и налоговой отчетности; число визитов в налоговую инспекцию и т. д.), следует по возможности уменьшить. Все процедуры должны отражать логичную последовательность действий, которые будут предприняты налоговой службой, чтобы использовать наиболее эффективным образом имеющиеся в ее распоряжении ресурсы для обнаружения случаев уклонения от уплаты или неплатежей и последующего реагирования.
Уровень обложения может быть повышен посредством улучшения среды, в которой находится налогоплательщик. Он должен восприниматься налоговой службой как клиент, а сама служба должна быть сориентирована на оказание услуг, что соответствует общепринятому пониманию налогов как цены, уплачиваемой за право быть частью цивилизованного общества.
В дополнение к принципу самообложения во многих странах одобрена система предположительного (презумптивного) обложения, помогающая в сборе налогов на прибыль предприятий и доходы граждан, налога на землю и собственность для тех групп налогоплательщиков, у которых ведение налоговой отчетности затруднено (малый бизнес, самозанятые профессионалы). Предположительное обложение основано на нескольких видимых, регулярно обновляемых показателях уровня жизни, или на масштабах деятельности предприятия (оборот, число занятых, фонд заработной платы или размер и тип материальных активов).
Российская практика применения налога на вмененный доход в российских регионах различна, однако, опыт показывает, что при разумных ставках и объективных критериях оценки объекта обложения, этот налог позволяет минимизировать субъективное влияние налоговых чиновников на размер налоговых обязательств предприятий.
Возможно, политически более приемлемой формой того же по экономическому содержанию налога стала бы плата за патент, предусмотренная законом ";Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства"; (№ 222-ФЗ от 29 декабря 1995 г.).
Кроме всего сказанного необходимо ограничить ";глубину"; проверок. Налоговые органы несут ответственность за регулярный (ежеквартальный) контроль правильности ведения основных бухгалтерских форм отчетности. Они могут проводить проверки бухгалтерских документов малых предприятий, только за два года, предшествующие проверке.
Пени и штрафы за необнаруженные своевременно нарушения не могут налагаться административно.
РОЛЬ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА: ПРОГРАММА СОДЕЙСТВИЯ ТРЕТЬЕМУ СЕКТОРУ ЭКОНОМИКИ
Круг полномочий государства по контролю за экономической и социальной деятельностью может быть в значительной степени делегирован некоммерческим организациям.
Наличие конкуренции значительно повышает эффективность работы некоммерческих организаций по сравнению с деятельностью государственных институтов, позволяя использовать их потенциал в качестве исполнителей части социальных программ, финансируемых государством.
Некоммерческие организации обладают значительно бульшими по сравнению с государственным органами власти возможностями по привлечению частных благотворительных пожертвований (как резидентов, так и нерезидентов), а также частично или полностью неоплачиваемого труда волонтеров. При определенных условиях государству становится выгодным выводить благотворительные пожертвования из-под налогообложения, увеличивая тем самым общий объем средств, привлекаемых для финансирования общественно значимых направлений, без увеличения общей налоговой нагрузки.
Государство может способствовать этому процессу следующими мерами:
1. Обеспечить доступ негосударственных организаций к реализации бюджетных государственных программ, приняв федеральный закон о конкурсном распре-
делении бюджетных расходов в социаль-
но-культурной сфере, по аналогии с конкурсным распределением товарных закупок, предусмотренным указом президента РФ № 305 от 8 апреля 1997 г. ";О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд";. (2000 г.).