Нормативное регулирование бухгалтерского учета


Нормативное регулирование бухгалтерского учета
Введение
Бухгалтерский учет нередко называют языком бизнеса. И это действительно так, в бухгалтерском учете и отчетности обобщается результаты деятельности и текущее состояние каждого предприятия. Изменения в экономической системе Российской Федерации привели к изменению в деятельности предприятий, которое должно было найти адекватное отражение в бухгалтерском учете. И бухгалтерский учет в России действительно подвергся коренному изменению. В настоящее время он далеко ушел от бухгалтерского учета в СССР.

При подготовке документов, регулирующих бухгалтерский учет, были учтены многие положения и стандарты международного учета.
Тем не менее, сегодняшняя система бухгалтерского учета в России имеет свою специфику, которая связана с её происхождением из бухгалтерского учета в условиях плановой экономики. Не все из “пережитков” старой системы действительно являются пережитками, российская и советская школа теории бухгалтерского учета разработала некоторые понятия и методы, которые не утратили своего значения и сегодня, более того, они начинают постепенно получать распространение и в практике учета в развитых странах. Также некоторые из различий носят номинальный характер, сводятся к различию терминов и понятий.
Но некоторые особенности современной российской системы бухгалтерского учета объективно снижают её ценность для участников хозяйственного оборота и препятствуют нормальному развитию экономики. Одновременно экономическая система России продолжает интенсивно изменяться, возникают новые виды хозяйственной деятельности, которые должны найти адекватное отражение в учете. Наконец, российская система бухгалтерского учета ещё не получила законченного оформления в законодательстве, не принят закон о бухгалтерском учете и отчетности, нет единых методологических основ, на которых базировалось бы регулирование учета.
С этой точки зрения рассмотрение международного опыта исключительно интересно, так как многое из него может быть с пользой перенято для использования в России. Естественно, заимствование не должно носить слепой характер, а должно учитывать специфику российской деловой среды. Рассмотрение системы финансового учета западных стран, с их более чем столетним опытом развития, имеет смысл не только для заимствования методик, но и для избежания ошибок, которые были допущены в процессе становления учета.
Понимание принципов функционирования международной системы финансового учета приобретает особенное значение в современных условиях, когда российские предприятия активно пытаются проникнуть на международные фондовый и финансовый рынки. Равноправное сотрудничество с партнерами непременно потребует способности понимать предоставляемую ими отчетность, и в свою очередь предоставлять отчетность в формате, принятом на международном рынке. К сожалению, до сих пор не для всех очевидна разница между российской и международной учетной моделью.

1. Концепции и стандарты финансового учета в РФ
1.1. Понятие и значение бухгалтерской финансовой отчетности
Отчетность хозяйствующих субъектов представляет собой систему обобщенных цифровых показателей, характеризующих их деятельность и выполнение плана за истекший период (месяц, квартал, год). Отчетность составляется путем подсчета, группировки и специальной обработки данных текущего учета и является завершающей его стадией.
Отчетность включает ряд форм, каждая из которых содержит определенную часть общей системы отчетных показателей работы организации. В формах отчетности наряду с фактическими данными за отчетный период приводятся и фактические данные за прошлый период, что необходимо для анализа результатов работы хозяйства.
Содержание и построение показателей отчетности, их взаимная увязка определяются потребностями хозяйственного руководства и контроля за выполнением плана. Различные формы отчетности, в которых сопоставляются показатели отчетного периода с фактическими данными за предыдущий период, служат важнейшим материалом для контроля за развитием хозяйства и базой для определения дальнейшего улучшения и роста организации. Изучение данных отчетности позволяет выявить и привести в действие имеющиеся в организации внутренние резервы.



На основе анализа отчетных данных дается оценка деятельности не только отдельных субъектов, но и целых отраслей в масштабе государства.
Вся работа по составлению отчетности, начиная с исходных принципов построения системы отчетных показателей и кончая формами отчетных таблиц, имеет детально разработанную законодательно-правовую основу. Формы отчетности унифицированы. Бухгалтерская отчетность – это отчетность, показатели которой непосредственно вытекают из данных синтетического и аналитического учета и подтверждаются бухгалтерскими документами.
По периодичности составления отчетность подразделяется на промежуточную (внутригодовую) и годовую. Организация должна составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал (промежуточные отчеты) и год нарастающим итогом, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Квартальная отчетность включает: бухгалтерский баланс – форма № 1; отчет о прибылях и убытках – форма № 2.
В состав годовой бухгалтерской отчетности включаются: бухгалтерский баланс – форма № 1; отчет о прибылях и убытках – форма № 2; приложения: отчет о движении денежных средств, приложения к бухгалтерскому балансу и иным отчетам, предусмотренным нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета; пояснительная записка; аудиторское заключение. Субъекты малого предпринимательства, не применяющие в соответствии с законом упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, имеют право не представлять в составе годового отчета формы № 3, 4, 5.
Формы бухгалтерской отчетности организаций и инструкции о порядке их заполнения утверждаются министерством финансов РФ. Федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, разрешено утверждать в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности, а также инструкции о порядке их заполнения, но при условии что их содержание не противоречит нормативным правовым актам Министерства финансов РФ.
Отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, об его изменениях, а также о финансовых результатах ее деятельности Если организация имеет филиалы, представительства и иные структурные подразделения, то она должна включать их показатели деятельности в свою отчетность. Это относится и к предприятиям, имеющим балансы.
Данные отчетности по числовым показателям приводятся минимум за два года - отчетный и предшествовавший ему Когда они за период, предшествовавший отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, первые подлежат корректировке, исходя из правил, установленных нормативными актами. Каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснительной записке вместе с указанием ее причин.
Бухгалтерская отчетность составляется за отчетный год, т.е. с 1 января по 31 декабря календарного года. Первым отчетным годом для вновь созданной либо реорганизованной организации считается период со дня ее государственной регистрации по 31 декабря включительно, а для организации, вновь созданной поел! 1 октября (включая 1 октября), - с даты государственной регистрации по 31 декабря следующего года.
БухKалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации. Если в организации бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией (централизованной бухгалтерией) или бухгалтером-специалистом, бухгалтерская отчетность подписывается руководителем организации, руководителем специализированной организации (централизованной бухгалтерии) либо специалистом, ведущим бухгалтерский учет. Ответственность лиц, подписавших бухгалтерскую отчетность, определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В том случае, когда возникла необходимость внести изменения в бухгалтерскую отчетность, изменения вносятся независимо от того, произошли они в отчетном или предшествовавшем периоде.
Зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен правилами, установленными нормативными актами, в бухгалтерской отчетности не допускается.


Организация представляет годовую бухгалтерскую отчетность, в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а, также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Государственное и муниципальное унитарное предприятие представляет бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом. Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.



Содержание раздела