Сэй стал признанным экономистом, для него создали специально кафедру в Колеж де Франс. И он до конца жизни занимался главным образом экономической наукой, став основоположником новой экономической школы. Он был последователем Смита, но внес в учение Смита много иного, а поэтому возникла иная экономическая школа.
Сэй несомненно внес важный вклад в историю экономической мысли, в популяризацию экономической грамотности, в превращении экономической науки в идеологию государства. Мне лично нравится следующая его идея: «Чтобы какой-нибдь народ мог воспользоваться преимуществами хорошей экономической системы, еще недостаточно, чтобы правители его были способны усвоить себе наилучшие планы, - необходимо, чтобы сам народ был в состоянии воспринять их» (Сэй Ж.Б. Трактат политической экономии.
М., 1896, с. 4).
4. Идеи Сэя.
А. Первая работа Сэя была популяризацией идей Смита. Свои взгляды он изложил в работах «Трактат политической экономии». Итоговая его книга - шести томный «Курс политической экономии» (1828-1830 гг.). Он встал на защиту интересов крупной буржуазии.
Он - противник меркантилизма и физиократов, поборник экономического либерализма, т.е. против вмешательства государства в экономику. Сэй пытался систематизировать и популяризировать идеи Смита, избрав для этого определенные его положения. По Марксу Сэй вульгаризировал экономическую науку.
Б. Парадигма Рикардо вела к классовой борьбе людей в виду того, что она объясняла несправедливое распределение продуктов труда между классами в виду эксплуатации. В противоположность этому подходу Сэй акцентировал гармонию в обществе справедливость и т.п.
При этом он антиисторически рассматривал эти элементы экономики. Так производство он трактовал чисто технологически, выделяя три фактора: труд, средства производства (по его словам - капитал) и земля. Он превращал, тем самым, капитал в вечный тип материальных отношений.
Соответственно у него было и три дохода:
Земля рента
Капитал - %
Труд зарплата
Сэй выделял три дохода: труд создает зарплату, капитал - процент, земля - ренту. Каждый из этих факторов признается источником соответствующего дохода: земля родит ренту, средства производства создают прибыль. В результате, по его мнению, никакой эксплуатации нет.
По его мнению, доход предпринимателя (прибыль) является его заработной платой. Поскольку предприниматели интеллектуальнее, то они и получают больше дохода. Поскольку тогда предприниматели были одновременно и менеджерами своих предприятий, то такая идея в определенной мере отражала практику.
В. Одной из новаций Сэя было следующее. Экономисты обычно обращали внимание на главное в экономике. Что было главным по мнению
Монетаристов деньги
Меркантелистов торговля
Физиократов сельское хозяйство
Классиков богатство, при этом:
Смита акцент на производстве
Рикардо на распределении
Сэй на единстве
производства распределения потребления
Ведь существует и потребление без производства свободные блага, дары природы. А в условиях рынка это происходит иначе: п р- о п
График развития….
Г. Сэй был сторонником «теории полезности». Согласно ей производство создает полезность, а полезность сообщает предметам ценность, которая есть мерило полезности предмета. Тем самым он отождествлял стоимость и потребительную стоимость, то есть отрицал два свойства товара.
Он затушевывал специфически общественную природу стоимости (цены), её связь с трудом. Он разорвал связь цены с трудом и отрицал эксплуатацию человека человеком в условиях рынка. По Сэю «ценность есть мерило полезности».
На самом деле полезности могут и не иметь цены (например, воздух). Полезности разных благ различны и не могут быть основанием для их сопоставления.
Стоимость - цена - ценность
Д. Закон рынка (теория сбыта) Сэя. Аналогично он объяснял и проблемы реализации товаров.
Гармония интересов саморегуляция экономики либерализм
По его мнению, идеалом являлась свободная торговля, стихийно регулируемый рынок. Он не видел специфики капиталистического рынка по сравнению со свободным рынком и отстаивал гармоничность интересов всех субъектов рынка, то есть невозможность перепроизводства товаров и экономического кризиса. Первый такой кризис произошел в конце его жизни (1825 г.) и тем самым показал ненаучность его понимания экономики.
Английский экономист
Законы развития народонаселения в условиях свободного рынка как основа мизантропии
1. Состояние Англии
В Англии развертывался промышленный переворот и утверждалась крупная машинная индустрия, то есть произошел переход от мануфактур к фабрикам и заводам на основе машин. Миллионы предпринимателей разорялись и становились пролетариатом. Появилась массовая безработица, началась пауперизация (обнищание) населения. Наемные работники начали борьбу с эксплуататорами, капитализмом. Капиталистам нужна была идеологическая защита их интересов.
Эту функцию и выполнил Мальтус.
2. Состояние политэкономии.
Господство идей А. Смита. Их разработка Рикардо.
Смит исходил из того, что материальное богатство общества представляет собой соотношение между объемом предметов потребления и численностью населения. Главное внимание основатель классической школы уделял изучению закономерностей и условий роста объема производства. Он не рассматривал вопросы, связанные с закономерностями изменения численности населения, относительно объема производства.
Эту задачу взял на себя Мальтус.
Численность населения
Объем производства
Главным стал вопрос о причинах бедности, нищеты населения. Кто виноват: общество или природа?
Общественная мысль второй половины 18 века связывала страдания народа с общественным устройством. Эту идею развивал в тот период времени Рикардо. В Англии получила широкую известность книга В. Годскина «О политической справедливости», в которой проводилась эта мысль.
Однако кровавые события французской революции способствовали отходу части людей, разделявших эти взгляды, от идеи о необходимости изменения общественного устройства и системы собственности. Против этой идеи выступил Мальтус.
3. Мальтус
Мальтус родился в семье дворянина. По окончании Кембриджского университета стал сельским священником. На основе практической деятельности по оказанию благотворительности бедным Мальтус пришел к выводу о бесплодности, бесполезности такого решения проблемы бедности.
С этим его мнением следует согласиться: если общество порождает массовую бедность, то индивидуальная благотворительность не решает этой проблемы.
Подумайте о современной ситуации нищие в метро и т.п. Давать милостыню или нет?
Он написал и опубликовал анонимно памфлет «Опыт о законе народонаселения». Он стремился снять с эксплуататоров ответственность за нищету и страдания народа и представить как утопию всякое стремление к усовершенствованию существующего общественного строя. Этой цели и служил его памфлет.
«Главная и непрерывная причина бедности мало или вовсе не зависит от образа правления, или от неравномерности распределения имущества, - писал он - народ должен винить главным образом самого себя в собственных страданиях» (Мальтус Т. Опыт о законе народонаселения». С. 243 и 341»)
По аналогии с природой, где, по словам Мальтуса, способность растений и животных к безграничному размножению сдерживается недостатком места и пищи, Мальтус открыл различные тенденции роста народонаселения и средств существования. Если население удваивается каждые 25 лет, возрастает в геометрической прогрессии, то средства существования, по его утверждению, растут в арифметической прогрессии. В результате, людей больше, чем может прокормить земля: в этом суть его закона народонаселения.
Излишек населения обречен на нищету, голод и вымирание.
Причина бедности зависит не от общества, а от естественных законов, человеческих страстей. Поэтому народ должен винить себя, а не богатых. И бесполезны революции. Численность населения сокращается войнами, голодом, воздержанием от брака неимущих. Выполняет определенную функцию в этом деле и изнурительный труд, эпидемии и т.п.
В частности, эмиграция. Главное затормозить рост населения. Для этого нужны поздние браки и воздержания
Этим и стал знаменит Мальтус. Мальтус и Рикардо поддерживали интенсивные контакты как экономисты, обсуждая в письмах разные аспекты экономики. Он, между прочим, “украл” эту идею у других. Эта идея не является научной, а её обоснование ложно.
Нельзя переносить на общество законы природы. Нет вечного закона народонаселения, а у каждого общества - свой закон. Мальтус прямо фальсифицировал использованные статистические данные. Например, он использовал рост населения США в результате иммиграции. Ошибочен и закон «убывающего плодородия почвы».
Все это содержательно показал Маркс в «Капитале».