Капитализм следует, по его мнению, усовершенствовать с помощью кооперации и профсоюзов. Он призывал к социальному партнерству, предоставлению рабочим доли в прибыли.
Законом распределения созданного богатства служит не увеличение доли зарплаты или прибыли, а одновременный их рост, поскольку «горизонт» развития всё время отодвигается.
Теория народонаселения - единственное средство для обеспечения полной занятости и высокой заработной платы за счет добровольного ограничения роста численности населения
Милль поставил задачу написать обновленный вариант «Богатства народов» А. Смита. И ему это удалось в определенной мере. Всю вторую половину ХIХ века книга Милля (1848 г.) была бесспорной библией экономистов.
Критика капитализма с точки зрения малого бизнеса (ремесленников) - “повернуть колесо истории назад”
Состояние экономики
На рубеже ХVIII-ХIХ веков произошло укрепление капитализма как господствующего уклада общества, подчиняющего себе все остальные уклады, угнетающего и эксплуатирующего их. В результате началась борьба с капитализмом различных слоев общества. Одна из первых жертв капитализма - мелкий бизнес: крестьяне, ремесленники, мелкие коммерсанты. Крупная промышленность их уничтожает безжалостно, превращая их в пролетариев.
И они ведут борьбу против крупного капитала мечтают о прошлом «золотом их веке», они стремятся “повернуть колесо истории назад”.
В результате, возникла мелкобуржуазная политэкономия. Основателем этого направления экономической мысли был Сисмонди. «Я полагаю, что построил политическую экономию на новом основании» с 139
Жан Шарль Леонар Симон де Сисмонди - уроженец французской части Швейцарии, принадлежал к французским экономистам. Родился в семье пастора, получил образование, начал трудиться. Спасаясь от революции, переезжал из страны в страну. Затем вернулся в Швейцарию и стал секретарем Торговой палаты в Женеве. Бывал в Англии.
Его пребывание там во втором десятилетии Х1Х века оказало существенное влияние на формирование его позиции по экономике. Он написал много работ. Его считают и литератором и историком и экономистом.
Его труды быстро получили широкую известность. Первоначально он стоял на позициях английской классической школы экономики, был смитианцем. Затем постепенно он отошел от многих ее положений.
Отказавшись от экономического либерализма, он развил собственную теорию государственного регулирования экономики в интересах счастья народов, основывающуюся на интересах народа, воспроизводства экономики и т.п.
Он начал как последователь Смита и Рикардо, а затем все более выступал против некоторых их идей. В результате он создал собственное направление экономической науки, известное как экономический романтизм. Выступая против господствующей догмы, Сисмонди понимал сложность своего положения. Тем не менее, считая себя правым, он отстаивал свою идею: «У меня нет оснований жаловаться.
Истина сильнее надуманных систем» (с 133).
Духовный прогресс науки обусловлен их социальным устройством. Сисмонди
У него имеется много оригинальных идей, остановимся на основных из них.
Среди множества оригинальных идей Сисмонди постановка в качестве цели общественного развития 1) человеческого счастья, 2) анализ аграрных отношений и 3) воспроизводства или кризиса.
А. Гуманизм Сисмонди ориентация на счастье народа.
Патриархальная жизнь его детства заложила в нем уверенность в том, что люди достойны счастья. И что счастье чаще всего приходит в дома честных тружеников и бежит прочь от больших городов. Но он однозначно видел, что условия для такого счастья уходят в прошлое.
Растут города, наем работников, происходит их обнищание.
Капитализм
Патриархальные устои
Для счастья люди должны иметь достаток. Капиталистический же рынок ведет к пауперизации (обнищанию) народа, прежде всего тружеников, превращая их в работников наемного труда. Ранее все эти люди были самозаняты, мелкими предпринимателями, имели достаток и были счастливы.
Законы же рынка ведут к их экспроприации и превращению в наемных тружеников и чаще всего пауперов.
Экспроприация пролетаризация пауперизация
(обнищание)
Накопление капитала ведет к экспроприации отнятию собственности, прежде всего у мелкого бизнеса. Тем самым эти люди становятся пролетариями и нищают.
Для названия этих тружеников Сисмонди ввел понятие «пролетариев», воспользовавшись историей Древнего Рима. Как писал Тойнби, в Древнем Риме проводили часто переписи населения и те люди, у которых не было собственности в этой графе писали «дети» (пролес). Отсюда и возникло их название - «пролетарии».
Это была беднейшая часть народа (пауперы). Она жила подачками богатых и поденным трудом. Их имя и перенес Сисмонди на название наемного труда при капитализме:
Пролетарии предприниматели
На этой основе Маркс выдвинул лозунг «Пролетарии всех стран соединяйтесь». Пролетарии живут за счет заработка, продавая свою рабочую силу. Сегодня в США пролетарии составляют 90% населения.
Я, например, пролетарий умственного труда, как и все педагоги нашей страны. Думаю, что и вы все пролетарии.
Но Сисмонди защищает право на счастье не только пролетариев, а всех тружеников, в том числе и мелкий бизнес. Он прав капитализм губит эти слои населения. И защита их интересов, права на счастье гуманное дело. Другой вопрос в какой мере это возможно в условиях капитализма. И оказывается, что все это утопия, романтизм и даже реакционно.
Эти слои общества осуждены рынком на смерть и их спасти нельзя.
Сисмонди был против стихийного развития капиталистического рынка, который, по его мнению, несет гибель мелкому бизнесу и обнищание народу. И в этом он был прав.
Он мечтал замедлить стихийное развитие капитализма, отстаивал идею возврата к прошлому, к мелкому производству. А это была утопией. Но надо было найти силу, которая обеспечит преобразования общественного строя и таковым у Сисмонди оказывалось государство.
В связи с этим он пересмотрел основополагающий принцип классической политэкономии.
Сисмонди предлагал создать науку управления, конечной целью которой было бы «счастье людей, собранных в общество». Она должна состоять из двух отраслей: Политической экономии, ориентированной на увеличение «физического благосостояния человека до тех пор, пока он может быть плодом и управления» и высокой политики, которая занимается «нравственным счастьем» людей.
Вещи имеют стоимость лишь по отношению к человеку. Богатство это благо, когда оно распространяется на все классы. Следовательно, не равенство условий, а благополучие всех должен иметь в виду законодатель. Поэтому политическая экономия должна иметь дело с «бережливым хозяйственным управлением национальным достоянием»
Оценивая развитие политэкономии, Сисмонди делал иные выводы. Она не должна ориентироваться только на выгоду, но должна учитывать и мораль (нравственность). Она должна «заботиться о судьбе бедных»