Прошлый раз назвал следующих критиков капитализма: сисмондисты, социалисты, историки, коммунисты. И мы рассмотрели первых. Теперь вторые.
Социалистическую идеологию отстаивали разные направления учений.
социалисты
утописты реалисты
теоретики практики
СОЦИАЛИСТЫ-УТОПИСТЫ. Утопический социализм был симптомом, выразителем мечтаний народа, пролетариата, ставшего массовым классом при капитализме. Содержание идей утопического социализма отражало стремление зарождающегося пролетариата к переустройству общества в интересах народа.
Основой этому была критика капитализма.
Мечты человечества об уничтожении угнетения и эксплуатации существовали всегда. Первоначально они приняли форма религиозных движений. Скажем, с этой точки зрения Христос был социалистом и даже коммунистом.
Это первая ступенька к социализму.
Вторая ступень - социалистические идеи ХV века. К числу его первых представителей относится английский гуманист и писатель Томас Мор, написавший книгу «Утопия». Это была фантастика об идеальном строе, где нет частной собственности, производство и сбыт обобществлены, труд является всеобщей обязанностью, а распределение осуществляется по потребностям.
Другим представителем утопизма был Томмазо Кампанелла (1568-1639), написавший книгу «Город Солнца». Это был монах-доминиканец, проведший 27 лет в тюрьмах, в которых он и написал эту книгу. В этой фантастике также были идеальная община людей, которые жили без семей и частной собственности, детей воспитывало государство, труд был обязательным и длился 4 часа в день, процветали наука и просвещение.
Были и другие представители этого социализма, в том числе француз Мабли (1709-1785), Жан-Жак Руссо (1712-1778) и другие.
Расцвета, наибольшего значения социалистические взгляды приобрели к концу ХVIII и началу ХIX века. Причиной была пауперизация основного класса общества наемных работников или пролетариев. В этот период в полной мере проявились неблаговидные черты капитализма - накопление капитала в руках немногих субъектов, поляризация общества, пауперизация трудящихся. Все это и породило критику капитализма представителями разных слоев общества.
Антикапиталистические идеи широко пропагандировались в художественной литературе, в том числе и в фантастике, в публицистике, в научных трудах. Многие выдающиеся умы человечества выступили поборниками новых экономических порядков, основанных на принципах свободы, равенства, братства, коллективизма, справедливости и т.п. Все это и получило название утопического социализма.
В «Манифесте Коммунистической партии» говорится, что западноевропейский социализм - «это фантастическое описание будущего общества возникает в то время, когда пролетариат еще находится в очень неразвитом состоянии и представляет себе поэтому свое собственное положение еще фантастически, оно возникает из первого исполненного предчувствий порыва пролетариата к всеобщему преобразованию общества».
Взгляды социалистов-утопистов не опирались на сколько-нибудь строгие теории, не имели под собой экономической основы. Они были мечтаниями разного рода. Тем не менее, его представители «смотрели в ту же сторону, куда шло и действительное развитие; они действительно опережали это развитие» (Ленин).
Классики буржуазной политэкономии считали капитализм вечным и естественным строем. В противоположность им социалисты-утописты рассматривали общество как исторический (эволюционный) процесс смены стадий, ступеней и т.п. С этой точки зрения, они доказывали, что капитализм не является вечным обществом, имеет преходящий характер.
Социалисты-утописты обличали пороки капитализма - нищету, анархию и т.п. Они доказывали, что капитализм не обеспечит счастья народу, не приведет к всеобщему благоденствию. Критикуя капитализм они заявляли, что на смену ему должен прийти такой общественный порядок, который принесет счастье всем членам общества.
Их критика капитализма была острой и гневной, способствовали просвещению народа.
Социалисты-утописты не были связаны с пролетариатом, а поэтому и не могли разработать пролетарской идеологии, учения об исторической миссии пролетариата, необходимости классовой - идеологической, политической и экономической борьбы последнего со своими эксплуататорами. Они видели в пролетариате только страдающий народ, которому нужна помощь и который сам не способен на самостоятельную борьбу.
Он интересовался главным образом социологией.
Он содержательно трактовал предшествующую историю развития общества и признавал необходимость буржуазной революции. По его мнению, буржуазная революция не завершилась потому, что во главе государства стал промежуточный класс - чиновники, юристы, военные. Он считал, что промышленники должны руководить обществом.
В связи с этим он определял задачи современной ему переходной эпохи, протестовал против эксплуатации, свободного предпринимательства.
По его мнению, движущей силой общественного развития была наука и соответственно - просвещение. И именно наука требовала идти далее в общественном развитии. Он требовал создания индустриального общества на основе крупной промышленности. Эта промышленность будет управляться из единого центра и работать по плану.
Придавал он значение и банкам как инструменту организации рынка.
По его мнению, нужен принцип обязательности труда.
Он исходил из принципа мирного разрешения социальных противоречий и большие надежды возлагал на просвещенных монархов. Нужен выкуп земель ... Его последователи - сенсимонисты развили его учение, но быстро сошли с исторической арены.
По Сен-Симону идеал состоит в том, что (с 432?) «Общество должно быть организовано согласно заранее выработанному общему плану и что сообразно этому плану им следует неустанно руководить в целом и в деталях»
Исходя из исторической концепции, Сен-Симон призывал при изучении настоящего постоянно заглядывать в прошлое, так как «всякий анализ настоящего, взятый изолированно может дать только весьма поверхностные или даже совершенно ложные выводы», смешивает «пережитки угасающего прошлого и зародыши восходящего будущего».
У него были последователи, которые пользовались популярностью определенное время. Затем его школа распалась.
Шарль Фурье (1772-1837 гг.), Франция. Он был торговым служащим, получил образование. Всю жизнь был торговым агентом.
Исходным пунктом его учения являлась теория страстей (потребностей). Иначе:
потребности удовольствия страсти.
Он давал систематику страстей как положительных факторов развития общества. В то же время он допускал превращение страстей в негативные явления: честолюбие превращается в корыстолюбие, становится отрицательным явлением. Задача состоит в том, чтобы изменить условия и сделать возможным гармоничное развитие всех способностей и наклонностей человека на благо ему и обществу:
свойства склонности способности
Он исторически трактовал общественный прогресс, выделяя четыре ступени:
дикость патриархат варварство цивилизация
соби- мелкая ин средняя ин крупная
рательство дустрия дустрия промышленность
При этом каждую ступень делил на четыре стадии: детство, рост, упадок, дряхлость.
Связь истории общества с определенными этапами развития производства представляет достижение Фурье. Как и Сен-Симон, он преклонялся перед гениями, деятельность которых лежит в основе общественного прогресса.
Эмансипация женщин есть естественное мерило общей эмансипации. Его критика капитализма шла по многим направлениям: противоречия между интересами классов, деление общества на богатых и бедных, анархия рынка свободной конкуренции, расточительность буржуазии ...
Он разработал учение о будущем обществе, которое должно состоять из фаланг по 2000 человек, в которых сочетаются промышленное и сельскохозяйственное производство. Они занимаются преимущественно сельским трудом.
Он указывал на экономические кризисы и видел их причину анархия общественного производства, бедность трудящихся. Фурье называл кризисы бедствием от изобилия.
Он предсказывал замену свободной конкуренции монополиями. Он даже дал свою классификацию монополий: колониальной, морской, кооперативной, казенной.
Фурьеризм проявляется сегодня в коммунарском (общинном) движении - существовании коммун в настоящее время во многих странах.
Роберт Оуэн (1771-1858 гг.), Англия. Происходил из мелких ремесленников, стал капиталистом, совладельцем четырех фабрик. Все свои средства тратил на изменение общественного строя, на организацию кооперативных общин как ячеек нового общества.
Он выступал против частной собственности как причины всех бедствий, преступлений, пороков капитализма.