Нельзя допускать даже намека на то, что мужчина может потерять лицо или у женщины могут возникнуть проблемы, если их сотрудником или начальником является женщина. Следует избегать и стереотипов, согласно которым мужчинам всегда присущи логика и объективность, а женщинам - субъективность и эмоциональность. К лицам обоего пола нужно относиться одинаково уважительно и серьезно, нельзя допускать упрощенного взгляда на этот вопрос или загонять мужчин или женщин в рамки стереотипов. Не следует оценивать женщин по их физическим данным, а мужчин - по их умственным способностям или профессиональному успеху.
Без особой необходимости не следует принимать во внимание внешние данные мужчины или женщины, их привлекательность и интуицию, а при обращении к женщинам следует избегать покровительственного или менторского тона, так же как и сексуальных двусмысленностей, шуток и каламбуров.
Недавно менеджер-мужчина, проводящий собеседование, высказал соискательнице комплимент по поводу ее внешности и поинтересовался, как она собирается справляться с повышенным вниманием со стороны своих коллег-мужчин, если получит эту работу. Кандидатка на должность с честью вышла из этого щекотливого положения, в свою очередь выразив восхищение привлекательностью своего собеседника и спросив, как ему удается решать ту же проблему.
Раздаточный материал СМЕЛЬЧАК И КРАСАВИЦА
Список рекомендаций
1. Доброволец из числа участников тренинга описывает всей группе сначала одного своего знакомого мужчину, а затем женщину. Репортер, записывает прилагательные, которые используются при описании этих людей. Сравните списки прилагательных. Не получилось ли так, что при
описании мужчины прилагательные были менее направлены на описание физических характеристик, чем при описании женщины?
2. Всей группой дополните следующие предложения:
Женщины за рулем
Мужчины за рулем
Женщины умеют обращаться с людьми, а мужчины с
Мужчины рациональны, женщины.
Женщины-менеджеры склонны к
Если ли различия при описании мужчин и женщин? Если да, то какие?
3. Начальник пользуется любовью своих подчиненных, но частенько вор-
чит, критикуя работника следующим образом: Разве можно было это
делать? У тебя что, глаз нет? Что, по вашему мнению, скорее всего от-
ветит работник если:
И начальник, и работник оба мужчины?
Начальник - женщина, а работник - мужчина?
Начальник - мужчина, а работник -- женщина?
И начальник, и работник - женщины? :
Если ответы разные, то почему? Если нет, то почему?
4. Перефразируйте следующие заявления, чтобы они могли одинаково от-
носиться как к мужчине, так и к женщине:
Рассеянная .
Женщина со странностями_
Он высокий и мускулистый
У нее куриные мозги
Размер группы. От 3 до 30 человек
Условия проведения. Помещение с отдельными столиками для каждого участника тренинга. Подготовьте копии вопросов с предлагаемыми ответами.
Вы можете добавить в список и свои собственные варианты ответов и/или перефразировать некоторые варианты, чтобы они более отвечали вашим представлениям.
Проведение
Обсуждение. Прочтите вслух каждый из предлагаемых вариантов, спросите, какие ответы были выбраны на данной вопрос и почему.
Заключение. Высказывал ли кто-нибудь из участников согласие или несогласие с предлагаемыми ответами по причинам, отличным от предлагаемых? Если да, то с какими?
Возникали ли у кого-нибудь трудности при выборе каких-то от ветов? С какими именно и почему?
Раздаточный материал МОЛОДЫЕ СОИСКАТЕЛИ
Предлагаемые варианты
Выберите только один из предлагаемых ниже вариантов ответа и обведите его кружком.
A. В рамках правительственной стратегии повышения конкурентоспособ-
ности рабочей силы предлагается ввести новый диплом с отличием
для тех выпускников, которые получат отличные оценки на выпускных
экзаменах, по крайней мере, по пяти предметам. Предполагается, что
такой диплом будет служить знаком качества для работодателей.
Б. В свете новых правительственных мер по снижению промышленного спада выпускники, вероятно, смогут получать кредиты в сумме до 2000 ф. ст. на оплату своего обучения.
B. Правительство намерено перераспределить средства, расходуемые в на-
стоящее время на различные пособия безработным, в пользу единовре-
менных выплат выпускникам учебных заведений. Такие выплаты должны
вызвать у выпускников большую активность в поисках работы.
Г. Правительство считает, что в учебных заведениях следует уделять большее внимание профессиональной подготовке.
Д. Арбитражный суд недавно постановил, что работодатели имеют право увольнять тех работников, которые отказываются работать по воскресеньям, даже по религиозным мотивам.
9. Вы согласны с этим постановлением. Все без исключения работни-
ки должны подчиняться правилам компании.
10. Вы не согласны. Работник не принадлежит работодателю телом и ду-
шой. Молодой соискатель вряд ли захочет прийти работать в компа-
нию, которая не признает право своих работников на исполнение их
религиозных правил.
Е. Влиятельные лица в вооруженных силах пытаются упразднить недавнее решение правительства снизить призывной возраст для гомосексуалистов до 18 лет.
6. Штраф за профессиональный уровень
Анализ ситуации. Как более выгодно приобретать квалифицированных сотрудников - через обучение или найм?
Время проведения. От 1 до 1,5 часов. Цели
Размер группы. От 3 до 30 человек.
Условия проведения. Столики, за которыми размещаются от 3 до 5 человек. Подготовьте для каждого участника тренинга копии материалов.
Проведение. Объясните цели упражнения. Участникам нужно будет ознакомиться с материалами, обсудить их и ответить на вопросы.
Обсуждение. Пусть каждый участник ответит на вопросы, помещенные в конце розданных материалов, при этом следует поощрять комментарии и дискуссию.
Заключение. Может ли кто-либо из участников поделиться личным опытом о том, как их компанию инспектировала контролирующая организация?
Раздаточный материал
ШТРАФ ЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Анализ ситуации
Статья из газеты Weekly Trader
КОМПАНИЯ CHESTNUT БЫЛА ОШТРАФОВАНА НА $1000 ЗА НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ СВОИХ СОТРУДНИКОВ
Торговая компания Chestnut, которая в марте временно отстранила от работы всех своих страховых агентов в количестве 300 человек для прохожде-