6-е занятие. Ценности роли. Одни из важнейших характеристик в структуре роли – это ценности и убеждения.
Ценности.
Ценности – это то, что для человека важно в этом мире, наиболее значимые для него понятия. Чаще всего ценности обозначаются номинализациями: любовь, дружба, счастье. Так же это может быть словосочетание: уверенность в себе, истинные чувства.
Человек ориентируется на ценности, они направляют и определяют его действия.
В реальности, ценности не являются словами – слова только обозначения чего-то очень важного для человека, каких-то понятий, обобщений. Но и обозначения нужно подбирать, стараясь найти наиболее точное звучание и значение слова.
Далее я просто процитирую Джозеф О'Коннор, Джон Сеймор Введение в нейролингвистическое программирование.
Наиболее важными составляющими наших карт реальности являются убеждения и ценности, которые выстраивают нашу жизнь и придают ей смысл. Они руководят тем, что мы делаем, и могут втянуть нас в конфликт с другими людьми. Ценности определяют то, что для нас является важным; конфликт возникает тогда, когда мы настаиваем на том, что важное для нас должно быть важным и для других.
Порой наши собственные ценности с трудом согласуются друг с другом, и мы вынуждены принимать трудные решения. Могу ли я солгать другу? Следует ли мне заняться скучной, но хорошо оплачиваемой работой, или же взяться за интересную, но за которую меньше платят?
Различные части нас воплощают в себе различные ценности, преследуют различные интересы, имеют различные намерения и, таким образом, вступают в конфликты друг с другом. Наша способность продвигаться к результату коренным образом определяется тем, как мы согласовываем и творчески управляем разными своими частями. Редко бывает, чтобы мы могли искренне или полностью конгруэнтно продвигаться к достижению результата, и чем значительнее результат, тем больше наших частей будет задействовано и тем больше вероятность конфликта интересов.
Мы уже имели дело с шести шаговым рефреймингом, и в следующей главе мы предпримем дальнейшее исследование того, как разрешать некоторые из этих внутренних конфликтов.
Внутренняя конгруэнтность дает силу и энергию. Мы конгруэнтны, когда все наше вербальное и невербальное поведение нацелено на один результат. Все части находятся в гармонии, и мы имеем свободный доступ к своим ресурсам.
Маленькие дети почти всегда конгруэнтны. Когда они хотят чего-то, они хотят этого всем своим существом. Быть в гармонии с самим собой не означает, что все твои части играют одну и ту же мелодию.
В оркестре различные инструменты играют согласованно, и общее звучание представляет собой нечто большее, чем то, что мог бы воспроизвести любой из инструментов в отдельности, и именно различие между инструментами придает музыке ее колорит, силу воздействия и гармонию. Точно так же, когда мы конгруэнтны, наши убеждения, ценности и интересы действуют согласованно, чтобы придать нам энергии для достижения наших целей.
Здесь просто дан набор достаточно часто встречающихся ценностей. Естественно, у вас могут быть и какие-то ваши, не входящие в этот список.
Бог; Вера; Дети; Долг; Долголетие; Достаток; Достоинство; Друзья; Здоровье; Истина; |
Комфорт; Личностный рост; Любовь; Престиж; Просветление; Профессионализм; Работа; Равноправие; Развитие; Разнообразие; |
Свобода; Секс; Семья; Спокойствие; Справедливость; Стабильность; Счастье; Уважение; Уверенность в себе; Успех. |
УПРАЖНЕНИЯ. Упражнение Список ценностей по контекстам.
Напишите список ценностей в зависимости от контекста, которые встречаются в вашей жизни. Не обязательно, чтобы эти ценности были у вас, важно, что они являются ценностями для других людей.
Личный | Семейный | Профессиональный | Общественный |
|
|
|
|
Не менее 10 ценностей для каждого контекста.
Упражнение Список ценностей роли.
Если вы обратите внимание на то, что говорит человек, то вы обнаружите, что у него есть 7-12 слов, которые он чаще всего употребляет и которые больше всего значат для него. И у кого-то это Бог, Путь и Самосовершенствование, у кого-то Семья, Дом и Достаток.
Точно так же и любой роли есть свой набор ценностей, характеризующий ее интересы и задачи.