4-е занятие. Карта и территория. Карта и территория.
В НЛП есть понятие Территории и Карты. Территория – это ваш реальный опыт, этот громадный мир вокруг нас, события и вещи. А Карта – это ваша модель, ваше представление об этом мире.
Возможно, вы сейчас находитесь в городе Москве. И вы можете выглянуть в окно, и что то увидеть, что-то услышать и что-то почувствовать. Вы можете побродить по Москве и покататься на трамвае или такси. Если есть на это деньги.
И создать себе впечатление о городе. И купить карту. Карту Москвы.
Где вы можете нарисовать свой маршрут или мысленно проследить его.
Наш опыт очень большой. Вернее громадный. Мы не в состоянии им пользоваться в том виде, в каком все это к нам поступает.
Поэтому мы все это приводим к более удобному виду. Представьте, перед вами гора овощей, картошки, свеклы, капусты... Все это еще надо помыть, почистить, нарезать и сварить.
И только после этого это можно будет съесть...
Всех нас окружает огромный, беспредельный мир. Его наполняют множество вещей, событий, людей, о большинстве которых мы не имеем ни малейшего представления. И мы просто не в состоянии вместить этот огромный мир в наше маленькое сознание. Он просто туда не помещается!
Но нам же нужно как то в нем жить. И мы начинаем делать карты, модели этого мира. Точно так же как есть карты различных стран и городов, внутри нас есть карты мира, который нас окружает.
В них записано, что правильно, а что нет, какими мы себя считаем и наше представление о том, что о нас думают другие люди.
Это не является ни правдой, ни неправдой.
Это просто представление человека о мире вокруг – модель этого мира. У кого-то карты более подробные, у кого-то менее. Кто-то сделал их с большим искусством, а у кого-то там полно ошибок (хотя – что такое ошибка?).
Но все равно это только карты. А любая карта, будь она самая подробная и точная, не может полностью отразить Территорию, которую она изображает. Ну, во первых просто потому что у нее другая задача. На карте оставляют только важное и нужное, а все остальное убирают, чтобы не мешало ориентироваться.
Точно так же в Личной Карте человека отображено только то, что для него важно и нужно, а все остальное пропущено. Если там будет слишком много информации, в сознание это просто не влезет. Там слишком мало места.
И у каждого человека своя Карта, связанная с его личным опытом, историей, жизнью. А так как жизнь у нас у всех разная, то и Карты у всех отличаются. Но так как в нашей жизни много схожего, то и в наших Картах есть определенное сходство. Карта – это тот фильтр, который отделяет то, что человек считает нужным для себя, от того, что для него не представляет интереса.
Иначе он бы просто утонул в обилие информации.
Наличие Карты – это не проблема. Проблемы начинаются когда человек забывает, что
Карта – это не Территория.
Как только кто-то решает, что его представление о мире и есть мир, у него начинаются проблемы. И с другой стороны – если у человека проблемы, это означает, что он решил что его Карта истинна.
Не существует истинных Карт.
Любая Карта истинна и ложна одновременно.
И то, что здесь написано – тоже Карта.
И мнение о том, что это Карта – это тоже Карта.
Точно так же, фирменная вещь – это критерий для надежности, качества и т.д. (ценности). Что, как вы знаете, не всегда соответствует действительности.
Поэтому, если это возможно, пытайтесь выяснить какие ценности стоят за данным критерием.
Упражнения. 1. Ценности и критерии.
2. Пассивная калибровка.
3. Активная калибровка.
4. Знак ценностей.
5. Ценности в продажах.
Упражнение 1. Ценности и критерии. Подумайте о вещи, которую вы хотите приобрести и пропишите критерии:
Музыкальный центр:
1) Фирменный;
2) Дорогой;
3) Красивый.
А теперь подумайте, какие ценности стоят за данными критериями:
Фирменный: надежный, долго прослужит, престижный.
Дорогой: хорошее качество звука, престижный.
Красивый: – ценность.
Не менее 7 раз.
Упражнение 2. Пассивная калибровка. Слушая человека, определяйте его критерии/ценности (и записывайте) для данного контекста. Обычно это сообщается при оценке или выборе:
- Мне нравятся женщины умные и с длинными ногами.
Умные - скорее всего ценность, с длинными ногами
– критерий, возможно для красивые.
Не менее 5 раз.
Упражнение 3. Активная калибровка. Задавая вопросы человеку попробуйте определить набор его ценностей в данном контексте.
* Вы можете просто перечислять различные ценности и смотреть на реакцию.
- А вот у меня есть друг, так он считает, что женщина должна быть образованной (не реагирует), умной (кивает), красивой (кивает и улыбается) и самостоятельной (хмурится).
* В скобках – возможная реакция собеседника.
И запишите результаты (+ – важно, чтобы было; 0 – не важно; – – важно, чтобы не было).
Умная +
Красивая +
Образованная 0
Самостоятельная –
Не менее 3 раз.
Упражнение 4. Знак ценностей. Это усложнение предыдущего упражнения. Вам нужно не только определить знак ценностей собеседника, но и степень (например от +5 до –5).
Красивая +5
Умная +3
Сексуальная +2
Образованная 0
Энергичная –1
Самостоятельная –3
Не менее 3 раз.
Упражнение 5. Ценности в продажах. В тройках: Клиент, Оператор и Наблюдатель. Задача Оператора определить ценности Клиента и продать ему товар.
Представьте, что вам нужно что-то продать человеку (это может быть как товар, так и идея или предложение: пылесос, встреча Нового Года с интересной компанией, работа).
Если вы спотыкаетесь на фирме или классе товара (тип принтера: лазерный или струйный), то имеет смысл определить, какие критерии стоят за этими вещами (лазерный принтер = бесшумность). И предлагать товар исходя из выясненных критериев. Ваша задача не впарить товар, а максимально удовлетворить запрос Клиента.
По статистике удовлетворенный клиент порекомендует вас 5-6 людям, а неудовлетворенный пожалуется 10-12.
* Человек невербально сообщает вам ответ на вопрос.
* Нужно смотреть на человека.
* Точность формулировок.
* Можно сначала попросить человека определит критерии покупки, а потом уже предлагать товар.
30 минут.
Демонстрация. Надя, чтобы ты хотела купить?
- Ну, я не знаю. А вот. Я хочу купить принтер.
Хорошо. Представь, что ты пришла в компьютерный магазин и я продавец.
- Какой принтер вы хотите приобрести?
- Мне нужен лазерный и быстрый.
Обратите внимание, она называет критерий принтера: лазерный. Но мы не знаем, какая ценность стоит за лазерным – это ведь всего лишь тип. Для нее это может обозначать скорость, низкую стоимость отпечатка и т.д.
- Почему вас интересуют именно лазерные принтеры?
- Они тихие.
Итак, для нее лазерный обозначает тихий. Давайте посмотрим, на какие еще ценности и как она реагирует.
- У нас есть быстрый (улыбается) и качественный (не реагирует) принтер. Но он струйный (хмурится). А вот эта модель достаточно дешевая (улыбается), надежная (не реагирует) и очень тихая (улыбается).
Но это тоже струйный принтер.
- А разве струйные принтеры не шумят?
- Последние модели очень тихие, а некоторые даже тише лазерных.
Итак, обратите внимание какие критерии для нее важны: быстрый, тихий, дешевый, при чем о дешевизне она явно не говорила. В то же время, надежность
и качество ее не интересуют.
Теперь остается выяснить, что стоит за словами быстрый, тихий, дешевый. Для кого-то дешевый это 50$, для кого-то 500$.
Вот смотрите, эта модель самая быстрая (кивает головой и улыбается), но немного шумная (хмурится) – это лазерный принтер (не реагирует) и он стоит 500$ (хмурится). Вот более дешевая модель (улыбается), печатает несколько медленнее (хмурится), но ненамного (кивает), но она намного тише (улыбается и кивает) и стоит всего 180$ (улыбается и кивает). А вот эта модель самая дешевая (улыбается) - всего 95$ (улыбается и кивает), но она более шумная чем предыдущая (хмурится и отрицательно мотает головой) и намного медленней (хмурится).
На мой взгляд вам больше подойдет именно вторая модель (улыбается, кивает) – она наиболее соответствует вашим запросам.
Что я сделал – я всего лишь сообщил Наде о ею же сделанном выборе. Только я его заметил раньше чем она!
Естественно, в реальной ситуации все несколько сложнее, но сейчас вам нужно понять и потренировать сам принцип.